Риад Мамедов: «Музыка поглощает полностью, не оставляя выбора»

Риад Мамедов - молодой азербайджанский пианист, аспирант Московской государственной консерватории, советник по вопросам культуры и искусства  Всероссийского Азербайджанского Конгресса.15 января он провел творческий вечер в музыкальном салоне «Дом на Патриарших». - Расскажи поподробнее об этом творческом вечере, кому принадлежала счастливая  идея его проведения?- Идея принадлежала заслуженной артистке России, лауреату международных конкурсов Елене Ревич. Она и предложила организовать вечер в музыкальном клубе «Дом на Патриарших». Я, естественно, загорелся  и вместе со своим другом, солистом Пермского академического театра оперы и балета, кларнетистом Георгием Мансуровым, не откладывая, подготовил для вечера концепт.- По какому принципу подбирались композиции для вечера?

- По принципу «от старого - к новому»: музыка вчера, сегодня, завтра. Вечер начался с произведений таких классических композиторов, как Фредерик Шопен, Жан Франсе, Кара Караев, Жюль Массне, затем мы плавно перешли к джазу. Я, как коренной бакинец в нескольких поколениях, не мог не включить в программу джаз, потому как Баку, на мой взгляд, остается одной из столиц джазовой музыки.

- Людей непосвященных такое заявление может удивить…

- Но ведь на самом деле Баку всегда был местом, где играли джаз, начиная с Рафика Бабаева, Вагифа Мустафазаде и заканчивая группой «Гая» и Рауфом Абдуллаевым с его потрясающей вокальной группой «Бери Бах».

Вагиф Мустафазаде, в свою очередь, является одним из создателей такого необыкновенного жанра, как джаз-мугам. Мугам - это азербайджанские народные песни, которые передавались из поколения в поколение устным путем. Фишкой мугама, как и джазовой музыки, является импровизация. Вагиф Мустафазаде соединил эти две стихии и создал новый необыкновенный жанракже стоит упомянуть имя выдающегося джазового пианиста Салмана Гамбарова. Я в свое время имел честь заниматься в его классе джазовой импровизациейворчество всех этих личностей является доказательством того, что Баку был и остается центром импровизаций в целом и джаза в частности.- Когда впервые ты осознал, что хочешь стать пианистом?- В детстве увидел по одному из местных каналов игру на рояле. Помню, это был большой красный рояль. Я указал родителям на экран, заявив, что тоже хочу играть «вот на таком», и они привели меня в музыкальную школу № 21. И только год спустя родители купили  пианино «Тюмень», на котором я играл вплоть до прошлого года.- Неужели, кроме музыки, тебя ничего больше не интересовало?

- Мой папа - заслуженный художник Азербайджана, у меня не могла не проявиться эта генная склонность к изобразительному искусству. Я рисовал с детства, однако это увлечение не носило системного характера, занимался по настроению, так что художника из меня не получилось. Ведь музыка полностью поглощает, не оставляя выбора. Она требует такой самоотдачи и отречения от всего, что, отдаваясь ей, почти невозможно  переключиться на что-либо другое.

- Расскажи свою историю, как ты оказался в Москве?

- В 2006 году я поступил в Бакинскую музыкальную академию имени Узеира Гаджибекова, хотя всегда мечтал о Московской консерватории. МГК для меня была, музыкальной меккой. Я видел ее только по каналу «Культура» и молился на нее. Весь мир знает профессоров и выпускников этой консерватории. Однако в ту пору перевода из Баку в Москву просто не было. Я безмерно признателен покойному Зохрабу Адыгезалзаде - народному артисту Азербайджана, а также нашему ректору Фархаду Бадалбейли - они порекомендовали мое поступление в консерваторию. Проучившись год в академии, я вместе с профессором Саидой Бейбутовой прилетел в Москву, где мне пришлось заново сдавать все экзамены, чтобы поступить в МГК. В этот момент мне очень помогло посольство Азербайджана в Москве, которое разрешило играть в этих стенах  и готовиться к экзаменам  очень благодарен и Министерству образования Азербайджана, и Фонду Гейдара Алиева, и азербайджанской диаспоре в целом за ту поддержку, которую они оказывали мне все эти годы.Также отмечу, что на формирование моей личности оказало большое влияние знакомство с пианистом и композитором (внучатым племянником композитора Антона Аренского), президентом Благотворительного фонда имени Аренского Павлом Кондратьевым.

- Над какими проектами ты работаешь в настоящее время?

- Сейчас я аспирант Московской государственной консерватории. Моим преподавателем является выдающаяся пианистка, заслуженная артистка России, профессор МГК Ксения Кнорре. Ее творческая концепция, высокий музыкальный вкус играют решающую роль в формировании меня как музыканта. Мне так хочется организовать ее приезд в Баку!

Помимо того что играю академическую музыку, я пытаюсь создать собственные проекты.  Один из них, к примеру, призван показать, как развивалось искусство, он называется «Пять веков импровизации».- Каким ты видишь свое музыкальное будущее?

- Думаю, моя профессиональная деятельность всегда будет напрямую связана и с исполнением на инструменте, и с культурой в целом. Я очень рад тому, что являюсь советником по вопросам культуры и искусства во Всероссийском Азербайджанском Конгрессе. Рад, что у меня есть возможность работать на благо своей страны, ее культуры.

- Прости за вопрос, а насколько прибыльна эта деятельность?

 Музыка в последнее время приобретает спортивный характер. Появляется все больше феноменальных исполнителей. Когда ты видишь, что ребенок в возрасте 12-13 лет играет этюды 10-го и 25-го опусов Шопена, что является пиком исполнительского мастерства, это говорит о том, что конкуренция слишком высока. Просто играя на инструменте, сложно хорошо зарабатывать, потому что, во-первых, классическая музыка имеет очень узкий круг слушателей (это не попса, которая собирает большие стадионы), а во-вторых, помимо таланта решающую роль в музыкальном, скажем так, бизнесе играют другие составляющие, такие как продюсирование, менеджмент, удача не в последнюю очередь. Именно при наличии всех этих компонентов есть шанс многого добиться.

 Беседовала Нилуфер А.ШИХЛЫ, но после ордена Гейдара Алиева, ордена «Независимость», ордена «Шах Исмаил», ордена

Азербайджанский конгресс.- 2014.- 24 января.- С.12.