Импрессионизм Саттара Бахлулзаде

К 100-летию со дня рождения

 

Весна 1964 года. Один из красивейших уголков Европы – Прага. Город, разъединенный на две части рекой Влтава, соединяет множество причудливых мостов: из них самый старинный Карлов-мост, самый красивый – Каменный. В Праге сотни музеев, театров, библиотек, церквей, монастырей, синагог, часовень, парков, знаменитый пражский университет, основанный в 1348 году, консерватория, академия наук и множество других храмов науки, культуры, искусства. Улицы города утопают в зелени деревьев, цветут каштаны, сирень…

И вот мы (начальник отдела эксплуатации киносети Валерий Полтавцев и автор этих строк – главный специалист по прокату фильмов Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР, находились в служебной командировке) в одном из этих храмов – Пражском музее искусств. Здесь, в эти весенние дни, для азербайджанской культуры происходит волнующее событие: организована выставка произведений художника Саттара Бахлулзаде. Первая для азербайджанских художников в Европе.

 

Зрители, идущие беспрерывным потоком, уподобляют творчество Бахлулзаде звучанию сложных многозвучных аккордов, которые составляют глубоко проникновенную, лирическую и торжественную мелодию о цветущей азербайджанской земле.

 

«Араз. Горы и два тополя», «Высокий берег», «Горы и озеро», «Гей-Гель», «На Куре», «Нахчыванский пейзаж», «Осень в Гей-Геле», «Сады Ордубада» и другие работы художника увлекают зрителя не столько классической законченностью, сколько необычными ритмами, смелостью, импровизационным началом, непосредственностью, выражением нераздельной гармонии человека с природой.

 

Выдающийся азербайджанский художник Саттар Бахлулзаде родился 15 декабря 1909 года в древнейшем поселении на Апшероне – Амираджанах (Хиля). В 1931 году окончил Азербайджанское художественное училище, а в 1941 году – Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова. Был учеником В.Фаворского и Г.Шагала. После окончания института он вернулся в Баку, стал преподавать в училище, которое сам окончил.

 

Мы с Саттаром дальние родственники (младшая сестра моей мамы была замужем за дядей Саттара по отцовской линии). Его мастерская находилась в Амираджанах. И в начале войны в 1941 году я с его племянником Мирзой часто заходил к нему. Он тогда писал портрет Фатали-хана Кубинского и по всей мастерской были разбросаны эскизные фрагменты будущей картины. Хорошо помню, как Саттар угощал нас лавашом с брынзой и сладким чаем. Это в то время было сверхблаженством. Он был очень скромным человеком, худощавым, с лучезарными голубыми глазами, всегда скромно одевался. В Амираджанах его знали все, от мала до велика.

 

Саттар Бахлулзаде прошел длинный путь неустанного творческого поиска. Он стал автором эпических панорамных пейзажей, воспевающих природу родного края. Оптимистическое восприятие природы было одной из главных особенностей его творчества. Лиричны, напевны, прозрачны и воздушны краски его пейзажей, воплощающие образы солнечного Апшерона, горного Карабаха, знойной Мугани и других уголков Азербайджана. Бахлулзаде всегда увлекали по-весеннему свежие, полные поэтического очарования образы южной природы; он не переставал восхищаться дыханием весны, красотой цветения и обновления родных полей и садов.

 

Таков образный строй популярных его пейзажей: «Весна моей Родины», «Древние огни Сураханской земли», «Каспийская красавица», «Мечта земли», «Пробуждение», «Родные просторы», «Слезинка капяза», «Шахнабадские водопады», «Шамахинские виноградники». Нотки тонкой лирики сливаются в них с романтическим полетом фантазии, меты. Живописный почерк Бахлулзаде узнается с первого взгляда по колориту, нежным, воздушным цветовым сочетаниям, по особой импровизационной манере письма. В его пейзажах и интимно-лирических натюрмортах ощущается органическая связь с традициями народного искусства, их декоративный строй напоминает орнаменты азербайджанских ковров и вышивок.

 

Картины Саттара Бахлулзаде находятся в музеях многих стран мира. Его персональные выставки проходили в Баку, Москве, Праге, Тбилиси и во многих других городах мира.

 

В последний раз я виделся с Саттаром летом 1974 года на станции Минеральные Воды. Я ехал в Грозный, а он в Москву. Наши поезда стояли около часа, и все это время мы проговорили. Саттар выглядел утомленным. На прощание мы крепко обнялись, он прослезился. Очевидно, предчувствовал надвигающийся конец земного пути…

 

Вскоре я услышал печальную весть. Саттара не стало. Он умер в Москве, был похоронен в Амираджанах. Здесь ему установлен памятник. Саттар Бахлулзаде оставил потомкам неоценимое сокровище культуры и вечную память о себе.

 

  Абдул ГУСЕЙНОВ

Азербайджанский конгресс.- 2009.- 18 декабря.- С. 15-16.