Мурад АДЫГЕЗАЛЗАДЕ, директор Азербайджанской государственной филармонии: «У нас есть кого оставить после себя» 

 

Музыкальная культура Азербайджана всегда оценивалась достаточно высоко. Сейчас она переживает новый всплеск развития. Тем не менее проблема будущего отечественной культуры волнует многих наших деятелей. В их числе и известный пианист, заслуженный артист республики, директор Азербайджанской государственной филармонии Мурад АДЫГЕЗАЛЗАДЕ, который поделился своими соображениями по этому поводу в интервью агентству 1news.az.

 

 

— Что вы думаете о нашей молодежи? Способна ли она достойно представить Азербайджан на международной арене?

— Азербайджанская молодежь очень талантлива. Она талантлива в разных областях, будь то культура или спорт. Молодежь — наше будущее, и то, что сейчас у нее появились такие возможности для развития и самореализации, большой плюс. Я преподаю в консерватории и получаю удовольствие от того, что передаю свои знания студентам. Мне бы хотелось, чтобы и они с такой же ответственностью делали все возможное для развития Азербайджана. Меня успокаивает мысль, что у нас есть достойное будущее и есть кого оставить после себя. Я навсегда запомнил слова великого ученого и патриота своей страны Азада Мирзаджанзаде. Однажды, перефразируя слова Кеннеди, он сказал мне: не Азербайджан должен тебе, а ты Азербайджану. Стараюсь всегда следовать этой заповеди.

— Слушаете современную эстрадную музыку? Как она вам?

— Во времена моего детства азербайджанская эстрада была на очень хорошем уровне. Чего стоил конкурс «Золотая осень» 87-88-х годов. В то время одна песня была лучше другой, которую можно было запомнить. Сейчас другая ситуация: пишут песни, поют их, но все это не того качества, что было раньше. Есть, конечно, неплохие песни. И я их с удовольствием слушаю. Но в процентном соотношении на нашей эстраде много ненужного, лишнего. Но я к этому не отношусь категорически негативно. Было бы хорошо, если бы слабые исполнители подтягивались до уровня тех, кто уже много лет на нашей эстраде и продолжает по-прежнему работать над собой. И еще хотел бы затронуть вопрос о том, что в СМИ недостаточно освещаются вопросы культуры. Я считаю, что нужен баланс между шоу и культурой. Шоу есть везде. В той же России каналы, оснащенные лучшей аппаратурой, снимают классические концерты. А у нас на телевидении мы их можем видеть только в траурные дни или в три часа ночи, когда все спят. Снимают намного больше концертов, чем показывают.

— Некоторые ваши коллеги убеждены в том, что нынешняя публика стала меньше интересоваться музыкой, заставляющей думать. А вы что думаете по этому поводу?

— Считаю, что школы должны вести в этом направлении просветительскую работу, прививать детям и подросткам вкус к хорошей музыке. Поверьте, если детей пару раз отправить в филармонию, некоторым может на первых порах не понравиться это, но постепенно они привыкнут. Самое главное, как с самого начала поставить этот вопрос. Если этого не сделать, то потом трудно будет заставить кого-то пойти на концерт классической музыки. Не так давно мы обратились во все общеобразовательные школы с предложением, чтобы они по низким ценам приобретали детские абонементы и принимали участие в наших концертах. К сожалению, никто из руководства школ к нам так и не обратился. Если и дальше будет так продолжаться, то в будущем, если мы захотим привлечь молодежь к культурным мероприятиям, этого будет сложно добиться.

— В театрах ситуация не лучше. Хотя после того, как многие из них были отремонтированы, посещаемость увеличилась.

— Раньше было множество интересных идей, но не было возможности для их реализации. Сейчас театры обновились, но сразу требовать от них каких-то навороченных спектаклей нереально. Русский драматический театр ставит периодически премьеры, ТЮЗ также радует юных зрителей новыми спектаклями. Естественно, нет предела совершенству. То же самое касается и филармонии. Сказать, что у нас все идеально, будет не совсем правильно. Хочется, конечно, большего, но все постепенно. На что-что у нас пока не хватает средств, на что-то слушатель пока не готов. А последних, как я уже отметил, надо воспитывать.

— Изменился ли портрет слушателя за последние годы?

— Есть определенные люди, которые как приходили на наши концерты, так и продолжают приходить. Я лично наших слушателей знаю в лицо. Но иногда появляются новые лица, которых ранее я не видел. Некоторые приходят с детьми. Это очень радует. Интерес к концертам в филармонии всегда был. Однако наш зритель стал более избирательным.

— Перед какой публикой вам лично приятнее выступать?

— Перед нашими, конечно, больше ответственности. Наша публика в отличие от иностранной очень любит указывать на ошибки. А ведь не всегда получается играть одинаково. Все зависит от настроения, подготовки, внутреннего состояния.

— Несколько слов о планах.

— Сейчас в Азербайджанской государственной филармонии делается очень много, и прежде всего хочется отметить, что такое возможно при условии, когда культура в стране поддерживается на государственном уровне. Впереди нас ждет фестиваль Ростроповича, Неделя, посвященная 125-летию Узеира Гаджибекова. Планов, как говорится, много, после небольшой передышки летом начнем претворять все замыслы в жизнь.

Азербайджанские известия.- 2010.- 18 августа.- С. 3.