«Я не могу не писать о трагедии Ходжалы 

 

Ходжалинский геноцид, ставший апофеозом карабахской войны, навсегда поразил болью миллионы сограждан безвинно уничтоженных армянскими бандитами жителей этого небольшого азербайджанского городка. Для Хаввы Мамедовой, школьной учительницы истории из столицы тогдашней нагорно-карабахской автономии, донесение миру правды о случившемся в Ходжалы превратилось в дело всей жизни. Более десяти лет собирала она по крупицам свидетельства тех, кому судьба милостиво сохранила жизнь и память, чтобы было кому рассказать о страшной февральской ночи 1992 года. С депутатом Милли меджлиса Хаввой МАМЕДОВОЙ побеседовала корреспондент «Азербайджанских известий» Элеонора АБАСКУЛИЕВА.

— О ходжалинской трагедии написано немало. Что заставило вас обратиться к этой теме и в 2003 году опубликовать первую книгу «Ходжалы: шехиды и шахиды»?

Ходжалы для меня как историка, всю жизнь увлеченного историей родного края (до 1992 года я жила в Карабахе), всегда был естественным музеем, богатым памятниками ходжалинско-гядябейской или гянджинско-карабахской культуры, как ее называют в науке. Первые сведения о них в 80-х годах XIX века дал член Российского географического общества Джейсенграф. Здесь было выявлено огромное количество памятников, относящихся к поздней бронзовой и ранней железной эпохе, первые из которых относятся к XIII-VII векам до нашей эры. Это необъятная, интереснейшая тема, о которой я могу рассказывать часами. И вдруг трагедия, поставившая название этого городка в один ряд с известными в мире местами, где были совершены преступления против человечности.

Как и многие, навещала ходжалинцев, доставленных в больницы Баку, виделась с земляками, их родственниками, читала свидетельства тех, кто побывал на месте трагедии. Рассказ одного из них, французского журналиста Жан-Ив Юнета, потряс меня простотой описания чудовищности происходящего: «Мы стали свидетелями ходжалинской трагедии. Увидели трупы сотен погибших… Я много наслышан о войне, читал о жестокости немецких фашистов, но армяне в истреблении мирного населения, убийстве 5-6-летних детей, зверствах превзошли даже их». Тогда я поняла, что и мне надо что-то делать. Стало ясно, что надо собирать свидетельства оставшихся в живых, тех, кто был свидетелем произошедшего. Молчать об этом нельзя.

— В чем отличие того, что собрано в вашей книге, от всего остального, изданного по этой теме?

— Я бы не стала делать никаких противопоставлений. О ходжалинских событиях действительно уже написано немало. Моя — еще одно важное дополнение к ним, поскольку в ней — непридуманные истории, рассказанные участниками трагедии. Приведу одну, которая потрясает каждого, узнавшего ее. Рассказывает Мюшкюназ Ахмедова: «Видя, что положение становится все более опасным, мы устремились к пойме реки Гаргар. В ночной темноте в густом лесу мы и не видели, куда идем. Заслышав истошные крики грудных младенцев, армяне тут же обрушивали в ту сторону град пуль. Моя малышка ревмя ревела. Я никак не могла унять ее. Этот ее плач означал верную гибель сотен людей. Я обезумела от отчаяния и окоченевшими руками придушила дитя, которому дала жизнь, но оставить тельце не смогла, привязала снова к спине и двинулась дальше. На третий день армяне взяли нас в заложники, погнали в село Дархаз. После переговоров с нашими часть людей отпустили. Махира хала, находившаяся рядом со мной, вдруг сказала: «Дитя твое шевелится». Это было чудо. Мой муж Эльмар погиб. Нас с дочкой отправили в Баку. Три месяца лечили. Врачи больницы «скорой помощи» вернули мою Салатын к жизни».

— Но в книге «Ходжалы: шехиды и шахиды» — не только воспоминания переживших эту кровавую бойню…

— Да, в ней и рассказ о подвиге шехидов, павших за родную землю, — национальных героях Азербайджана. Здесь документы, принятые в связи с трагедией Ходжалы, отрывки из литературно-художественных произведений и репродукции живописных картин, посвященных памяти жертв Ходжалы. Здесь составленные мною печальные мартирологи тех, кто стал жертвами армянской агрессии, и списки детей, оставшихся без одного и обоих родителей. В книге приведены и комментарии ученых и политических деятелей, высказывающих свою точку зрения о том, почему это стало возможным. Вообще-то поначалу я собирала материалы для истории, но поездки в европейские страны заставили меня взяться за эту и другие книги на эту же тему. В 2002 году мне довелось быть в Голландии. К этому времени в европейских журналах была опубликована серия моих статей на карабахскую тематику, а теперь мне представлялась возможность рассказать о переживаемой нами трагедии в живом общении. Я встретилась с секретарем парламентской комиссии по правам человека голландского парламента и депутатом, курирующим вопросы, связанные с Южным Кавказом. По их словам, я была первой представительницей Азербайджана, прибывшей в связи с Карабахом, тогда как кабинеты голландского парламента «осаждали» армянские женщины, жалующиеся на то, что азербайджанцы оккупировали Карабах, что армяне являются потерпевшими в ходжалинской бойне, что Азербайджан — государство-агрессор и т.п. И тогда я поняла, что все собранные материалы должны увидеть свет.

— Есть ли продолжение карабахской темы в вашей работе? И как, по-вашему, при наличии двойных стандартов в мировой политике следует формировать международное общественное мнение по поводу этих событий?

— В прошлом году на английском языке вышла моя другая книга «Ходжалинский геноцид». Ее презентация состоялась в США в 17-ю годовщину событий. В Хьюстоне (штат Техас) по инициативе Азербайджано-американского совета в рамках Недели Ходжалы прошла церемония памяти жертв ходжалинского геноцида: не только представление моей книги, но и акции протеста, Ассоциация азербайджанских студентов Техасского университета организовала фотовыставку, рассказывающую о событиях в Ходжалы, был продемонстрирован документальный фильм, подготовленный Фондом Гeйдaра Aлиeва. В 80 странах уже третий год подряд проходит кампания «Справедливость для Ходжалы», и это свидетельство того, что руководство страны, наши диаспорские организации взялись со всей ответственностью за выполнение задачи доведения до мира правды о том, что произошло 18 лет назад в Ходжалы. На всех встречах за рубежом я постоянно подчеркиваю: «Если мир не заметит случившейся у нас беды, то завтра она может произойти в вашем доме». Да, я не отрицаю, двойные стандарты в политике продолжают существовать, но дело надо делать, несмотря ни на что. И мир признает нашу правду.

У меня еще немало задумок. После бесед с женщинами, выжившими в этой трагедии, я представляю себя на их месте, и мне хочется кричать во весь голос — «Это не должно случиться еще раз, где бы то ни было!» Одна из ходжалинок рассказала мне, как один из армянских бандитов, убив ее мужа, сказал ей: «А теперь отдай золото, которое на тебе». Она сняла с себя серьги, кольца, цепочку и бросила на труп лежащего в крови мужа. Тогда враг спросил ее: «Почему ты так сделала?» И она ответила: «Он мне купил это, вот и возьми у него!». Об этом нельзя не писать, такими женщинами надо гордиться и рассказывать о них. Я не знаю, когда перестану заниматься этой темой, возможно, даже когда мы вернемся на свои ныне покинутые земли, продолжу собирать материалы о трагедии, которая в Ходжалы повторялась трижды — 1905, 1818 и 1992 годах. И вслед за Аламдаром Гулузаде не устану повторять: «Боль земли — печаль моя. Горсть земли — печаль моя. Ходжалы — печаль моя!» 

 

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 25 февраля. – С. 1-2.