Фахраддин МАНАФОВ, народный артист: «Мы должны формировать своего зрителя» 

 

Успешно сочетать в своем творчестве две столь разноплановые сферы, как театр и кино, дано не каждому актеру. Тем не менее в нашей стране есть творческие личности, взявшие высокую планку в этой непростой стезе. Один из них — народный артист Фахраддин МАНАФОВ, интервью с которым, взятое информагентством 1news.az, мы и предлагаем нашим читателям. Популярный актер театра и кино рассказывает о своих творческих планах, о современных технологиях в театральном бизнесе, о проблеме корпоративов и многом другом.

— Что, на ваш взгляд, представляет собой азербайджанский кинематограф сегодня?

— Я думаю, что на этот вопрос должны отвечать не актеры, а критики кино. Сейчас в отечественном кинематографе происходит немало положительных сдвигов. Появились талантливые актеры и режиссеры, которые могут многому научиться в Академии кино, созданной Рустамом Ибрагимбековым при театре «Ибрус». Эта школа сегодня нужна и важна. Я уверен, что уже в ближайшем будущем будут видны плоды этой работы — появится новая плеяда актеров, кинорежиссеров. Кино не создается одним только режиссером или актером. Кино начинается с простого рабочего и заканчивается «цехами». Нужно все реформировать, создать эти самые цеха, каждый из которых будет отвечать за конкретную работу. И после того, как все будет создано и объединено в одну систему, вот тогда любой творческий человек при наличии команды и материальных средств может спокойно работать и что-то создавать. Конечно, вдобавок ко всему существует острая потребность в продюсерских центрах. К сожалению, их у нас не так много.

— Но ведь какие-то шаги уже делаются в этом направлении…

— Большая поддержка оказывается со стороны государства. Есть распоряжение главы государств, и не одно, о развитии азербайджанского кино. Но нужны ответственные кадры, которые будут добросовестно выполнять поручение.

— А каково, на ваш взгляд, состояние национальных театров?

— В этом вопросе также необходима большая реформа. Нельзя подходить к деятельности театров так, как это делалось до сегодняшнего дня. Мое мнение по этому поводу таково, что во всех театрах необходимо создать что-то подобное худсовету, которые функционировали в советское время. Туда должны входить актеры, режиссеры, писатели, художники и иные представители творческой интеллигенции. К актерам же необходимо применять жесткие требования. Например, проводить тесты на профпригодность. Хотя бы раз в два-три года устраивать такие проверки, а то нас — актеров с каждым годом становится все больше и больше.

— Согласитесь, немаловажное значение имеет и наличие современных технологий…

— Безусловно. Сегодня появилось столько технологий, о которых мы даже не знаем. Мы должны уже начать перенимать что-то от своих зарубежных коллег.  Я часто бываю на спектаклях в России и каждый раз поражаюсь не столько игрой актеров, сколько организаторской работой. — Сейчас молодые актеры все больше задействованы в каких-то в клипах, корпоративных вечерах или свадьбах. Для многих работа в театре ушла на второй план. Что вы об этом думаете?

— У нас немало талантливых актеров, которые не участвуют во всех этих мероприятиях потому, что считают себя «художниками». В их числе и я, ваш покорный слуга. У меня лично никогда бы не получилось вести какой-то вечер. Но осуждать тех, у кого это получается, неправильно. К таким людям я отношусь очень просто. И еще хочу добавить, я тоже был молод и тоже нуждался в деньгах, как нуждаются в них сейчас молодые актеры. Но мы с друзьями могли по три километра идти пешком на съемочную площадку, даже не задумываясь о том, сколько нам заплатят. То, что считалось тогда плохо, почему-то сейчас в порядке вещей.

— Изменился ли сегодняшний зритель? Удается ли всегда угадать его пожелания?

— Не буду говорить о том, что люди раньше больше ходили в театры, чем сейчас. Это далеко не так. Все стремительно развивается, движется. Когда в 2000 году только открылся театр «Ибрус», первые годы наши зрители присматривались к нам. Сейчас же они звонят, интересуются новыми спектаклями. Мы стараемся дать зрителям то, что они хотят. Мы должны формировать своего зрителя.

— Проблемы нашего телевидения не перестают волновать общественность…

— Думаю, понятие рейтинг на наших телеканалах сильно влияет на телевизионную культуру. Никто не говорит о том, что нужно отказываться от таких передач, но нужно делать их более «смотрибельными», интересными. Наши каналы формируют нехороший вкус у зрителей, а что еще страшнее, у детей. «Антисанитария» на нашем телевидении уже всем надоела. Нужна мощная рука, которая положит всему этому конец.

— Довольны ли вы новой плеядой актеров, которых ранее упомянули?

— Когда молодой актер начинает свою деятельность, не нужно от него чего-то ждать. Он не должен сразу становиться фанатом своего дела. Со временем его талант сам проявится. Не стоит сразу искать недостатки и указывать на них без надобности. Сейчас, когда я смотрю на молодых актеров, то думаю, что лет через 10-15 они смогут сказать свое слово.

— Чем вы сейчас заняты?

— Пару лет тому назад, когда мы были в Марселе с театром «Ибрус», в разговоре с Рустамом Ибрагимбековым я упомянул о том, что мне хотелось бы сыграть что-то связанное с Чеховым. Не конкретно какую-то его пьесу, а именно его самого в последние годы жизни. Как и следовало ожидать, мою идею он воспринял позитивно и предложил подготовить то, что я хочу. Но сделать это у меня не получилось. Со временем мне показалось, что этот разговор был забыт. Но недавно Рустам Ибрагимбеков собрал актеров театра и представил ту самую пьесу, о которой я ему говорил. Пьеса называется «Он и Они». Действия происходят в неком театре, в котором готовятся к юбилею Чехова. На мой взгляд, должно получиться интересно. Мы начали работать над пьесой буквально несколько дней назад и надеемся, что к осени, к открытию театрального сезона, спектакль будет уже готов. Это то, что касается моей работы в театре. В кино же никаких предложений на данный момент нет.

— Где вы чувствуете себя комфортнее — на съемочной площадке или театральной сцене?

— Я очень люблю свою профессию, поэтому мне нравится и в кино, и в театре. По характеру я человек очень ответственный и скрупулезно относящийся к своей работе. Если меня заинтересует в театре или в кино та или иная вещь, то я буду чувствовать себя комфортно в обеих сферах. Главное — работать с профессионалами. Кино — это моя визитная карточка, а театр — это нечто другое, интимное. Он отличается от того, что происходит на съемочной площадке… Поверьте, обо всем этом можно говорить часами. 

 

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 15 мая. – С. 1,3.