Против кризиса и злоупотреблений 

 

С первых же дней своего существования правительство АДР приступило к решению насущных экономических проблем

 

С первого же дня своего существования Азербайджанская Демократическая Республика столкнулась с чрезвычайно сложными экономическими проблемами. Они во многом явились следствием фактической изоляции страны, прекращения связей с прежними рынками сбыта промышленной продукции — явлениями, порожденными мировой войной и революционными коллизиями. Временное правительство АДР во главе с Фатали Ханом Хойским немедленно приступило к реализации мер по преодолению социально-экономических трудностей.

Ключевым вопросом государственной политики, ввиду того, что Азербайджан был преимущественно крестьянской страной, стал аграрный вопрос. Деревня пребывала в состоянии полной неуправляемости, которое выражалось в самовольных захватах частновладельческих и казенных угодий со стороны безземельного крестьянства. 22 июня 1918 года правительство приняло постановление об отмене закона бывшего Закавказского сейма о земельной реформе, согласно которому земли следовало передать в распоряжение земельных комитетов для последующего их распределения среди крестьянства.

«Социалистических экспериментов мы проделывать не собираемся», — заявил министр земледелия и государственных имуществ Хосров бек Султанов. Касаясь вопроса земельной собственности, он отметил, что крестьянам будут предоставлены наделы на выкупных началах, однако за выкупленную землю они платить не будут, ибо это является «делом государства». Вместе с тем министр не преминул заступиться и за права азербайджанских землевладельцев. «Всецело заботясь о судьбе крестьянина, — подчеркнул он, — мы, вместе с тем, не намерены совершенно разорять дворянство и пускать его по миру».

Свою позицию Султанов подтвердил и в отчете о проделанной работе за июнь-декабрь 1918 года. Согласно докладу, все свободные казенные земли, бывшие удельные, а также крупные частновладельческие имения должны были поступить в Государственный земельный фонд, после чего они подлежали безвозмездной передаче нуждающемуся в земле сельскому населению. Однако отчуждение частновладельческих земель предполагалось провести за счет вознаграждения их бывших владельцев.

Султанов исходил из принципиального неприятия революционизирования аграрного вопроса. Одновременно ему удалось в кратчайший срок положить конец беспорядкам в сельском хозяйстве страны, сделать первые серьезные шаги на пути формирования аграрной политики независимого азербайджанского государства.

Начальный этап деятельности азербайджанского правительства ознаменовался усиленными попытками улучшить продовольственное положение в стране, предотвратить угрозу наступления голода. В этой связи особый груз выпал на плечи Ага Ашурова, возглавившего сразу два министерства — торговли и промышленности и продовольствия. Он проявил себя принципиальным радетелем независимого курса страны, став в условиях борьбы ведущих мировых держав за обладание природными богатствами Азербайджана инициатором создания системы государственного контроля экономики, но не в социалистическом, а государственно-монополистическом ее понимании. Ашуров был ярым сторонником решительных шагов по борьбе со спекуляцией и теми представителями частного капитала, чьи действия входили в противоречие с интересами государства.

Деятельность правительства в продовольственной сфере была направлена, во-первых, на предотвращение экспорта из страны продуктов первой необходимости, а во-вторых, на импорт тех продуктов, в которых она испытывала нужду. Более того, с 24 июня 1918 года Ашуров запретил вывоз из Азербайджана всех грузов вообще. Три дня спустя это решение правительства было распространено и на некоторые виды сырья, промышленных и продовольственных товаров, в частности всех зерновых продуктов, хлопка, шерсти, шелка, металлов.

Одновременно с запретительными мерами были сделаны первые шаги по созданию продовольственного запаса молодого государства. Тогда же, 27 июня, было принято решение о передаче всего продовольственного запаса страны в распоряжение министра продовольствия. А еще через месяц правительственным постановлением была образована комиссия по реорганизации продовольственного дела в Азербайджанской Республике.

Среди чрезвычайно острых проблем, с которыми столкнулись власти Азербайджанской Республики сразу после ее провозглашения, особое место занимал финансовый кризис. 23 июня 1918 года правительство приняло решение о возобновлении банковских учетных операций, запустив механизм действия банковской системы в независимом Азербайджане. Однако главной головной болью правительства в области финансов была нехватка денежных средств. 25 сентября 1918 года правительство приняло решение произвести выпуск бакинских бон на сумму в 30 миллионов рублей.

Уже в первые месяцы деятельности АДР началось организационное оформление и системы взимания налогов в стране. При Министерстве финансов было создано Главное управление акцизных сборов. 21 октября 1918 года Совет Министров постановил преобразовать Бакинскую казенную палату в Азербайджанскую казенную палату, деятельность которой распространилась на всю территорию республики.

Основным вопросом, который должен был так или иначе повлиять на характер формирующейся финансово-налоговой системы АДР, являлся вопрос о прогрессивно-подоходном налоге, за введение которого, в принципе, выступали все ведущие политические силы страны. Однако на начальном этапе деятельности республики он не стал предметом активного обсуждения на государственном уровне, что было проявлением противоречия, характеризовавшего деятельность азербайджанского правительства. И вытекало оно из попыток воздействовать на власти как со стороны крупного капитала, стремившегося обезопасить свое благополучие от всяких посягательств извне, так и со стороны малоимущих слоев населения, видящих единственную возможность избавления от переживаемых ими тягот в сосредоточении в руках государства всего механизма политического и экономического управления. Балансирование руководства АДР на грани интересов капитала, труда и, собственно, государства должно было рано или поздно найти свое разрешение, от формы которого ставилась в зависимость сама судьба страны. Но срок, отпущенный историей нашей Первой республике, оставил нереализованными многие планы. 

 

 

Натиг Мамедзаде

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 28 мая. – С. 2.