Активность, стоившая жизни 

 

Трудно даже объяснить, как в семье башмачника и ковроткачихи, далеких от литературы и искусства, мог появиться ребенок, обуреваемый пронзительной тягой к знаниям, любовью к театру и книгам и еще способностью к языкам, многие из которых он знал в совершенстве. Возможно, все-таки правы те, кто считает, что Шуша, как и вся карабахская земля, обладает особым свойством родить таланты. Халил Ибрагим оглу Ибрагимов был одной из таких незаурядных личностей.

Он прожил не очень долгую по обычным меркам жизнь — 46 лет, но успел сделать за эти годы столько, что иному хватило бы на две жизни. Почти два десятка лет, отданных журналистике, с сотнями статей на самые разнообразные темы, — это его личный вклад в развитие азербайджанского народа, его просвещение и образование.

В своей автобиографии он писал: «Я родился в марте 1892 года в Шуше. Отец, кустарь-башмачник, умер, когда мне было 5 лет. Вместе с четырьмя братьями и сестрой Гейчей остались на иждивении матери-ковроткачихи, единственной помощницей была девятилетняя сестра, тоже ковроткачиха».

В русско-татарской школе, как и дальше в реальном училище, Халил Ибрагимов смог учиться благодаря стипендиям мецената Сарыджалинского, других лиц и благотворительных организаций. И все же, не имея средств на продолжение образования, он прерывает учебу, скитаясь по Гяндже, Тифлису и Баку в поисках заработка. Наконец после долгих странствований, в 1911 году поступает домашним учителем к внукам знаменитого поэта Гасымбека Закира.

Дорога в литературу

Его путь в журналистике начался с газеты «Сада», потом были разные редакции — «Ачыг сёз», «Азербайджан», «Кяндли», «Коммунист». Халил Ибрагим писал о самых разнообразных проблемах — общественно-политических, культурно-просветительских, социального характера. Тема освобождения женщин соседствовала с вопросами преодоления безграмотности, рецензиями на театральные спектакли с публицистическими статьями. Он был одним из первых, кто в день 50-летия со дня смерти М.Ф.Ахундова в статье «Великий юбиляр» написал о нем, как «о прекрасном поэте, писателе, первом азербайджанском драматурге, глубоком психологе, исследователе, новаторе, реформаторе…».

В организованном в 1917 году обществе журналистов и писателей, в котором активно участвовали Гусейн Джавид, Сеид Гусейн, Абдулла Шаиг и другие видные представители интеллигенции, Халил Ибрагим был избран секретарем. Он — один из первых членов общества «Исследователи изучения Азербайджана», активный сотрудник Комиссии по алфавиту и терминологии. Вместе с Шафи беком Рустамбейли (в 1923 г. эмигрировал в Турцию), братьями Гаджибековыми — Узеир беком и Джейхун беком (в 1919 году уехал и остался в Париже) был одним из основателей газеты «Азербайджан».

Согласно постановлению АзЦИК, он был избран ответственным секретарем Комиссии по выработке научной терминологии, а затем стал редактором ее печатного органа «Дилимизин ислахи» («Реформа нашего языка») при газете «Коммунист». В совершенстве владея русским, фарсидским, арабским, немецким, английским языками, занимался переводами. «Макбет» У.Шекспира, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера и другие произведения классиков, переведенные им, лежали на его письменном столе рядом с трудами классиков марксизма-ленинизма, с которыми он познакомил азербайджанского читателя, переведя их на родной язык. Результаты своей работы ему увидеть не удалось, как и тюркские литературные словари, в составлении которых он участвовал. Переводы классиков марксизма подлежали изданию в 1937-1938 годах, но до этого он уже не дожил.

Необоснованно репрессированный

На основании постановления «тройки» (Х.Маркарян, Атакишиев, М.Д.Багиров) НКВД Азербайджанской ССР от 12 марта 1938 года Халил Ибрагим оглу Ибрагимов был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу, который привели в исполнение 25 марта 1938 года. В июне 1956 года Халил Ибрагимов постановлением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда АзССР был реабилитирован посмертно.

Его старшая дочь Солмаз обратилась с заявлением в КГБ АзССР с тем, чтобы узнать, в чем обвинялся ее отец. Из материалов дела следовало, что «Халил Ибрагим оглу Ибрагимов в 1917-1919 гг. был одним из активных мусаватистов, организатором, а затем и сотрудником контрреволюционной мусаватской газеты, поддерживал связь с лидером партии «Мусават» Мамед Эмином Расулзаде. После установления Советской власти в Азербайджане продолжал оставаться на контрреволюционных позициях активной борьбы с Советской властью. В 1933-1934 гг. возобновил контакты с контрреволюционными буржуазными националистами Рухуллой Ахундовым, Али Керимом, Хянифой Зейналлы и другими. По данным НКВД, осуществлял нелегальную связь с М.Э.Расулзаде и по его прямым директивам организовал нелегальный центр «Мусават» и контрреволюционную мусаватскую организацию в Нагорном Карабахе, проводил работу по сколачиванию повстанческих кадров с целью свержения Советской власти путем подготовки вооруженного восстания».

Его дочь получила справку, в которой было написано: «Солмаз Халил кызы Ибрагимова как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована».

То, что пришлось пережить семье и детям, знают хорошо те, кто жил в те годы с клеймом «жена и дети врага народа». Жена Ибрагима — Гюлюстан ханым окончила акушерско-фельдшерские курсы медсестер и во время Великой Отечественной войны работала в эвакуационном госпитале. Летом 1942 года госпиталь был эвакуирован из Баку и младшую дочку Гюляр временно поместили в один из бакинских детдомов, сын Эльхан воевал под Моздоком. Эльхан оказался в одном батальоне с друзьями — Эртогрулом, сыном Гусейна Джавида, и Тукаем, сыном Ахмеда Джавада. Во время бомбежки зимой 1942 года их засыпало в окопе, где они долго находились, пока их не обнаружили. Эльхан и Тукай оказались в госпитале в Баку, Эртогрул скончался в Тбилисском госпитале.

Гюляр ханым рассказывает, что благодаря тогдашнему председателю Совета министров Азербайджана, писателю Мирзе Ибрагимову, брата Эльхана и сестру Солмаз ханым удалось отправить в Москву для получения высшего образования. Эльхан, окончив факультет востоковедения МГУ им. М.Ломоносова, стал переводчиком. Солмаз ханым получила образование в Москве в Педагогическом институте им. В.Ленина, а затем была направлена в Баку на работу в Институт иностранных языков. Однако через год ее уволили как «дочь врага народа». Через некоторое время она переехала в Москву, где до пенсии работала доцентом кафедры в институте иностранных языков им. М.Тореза.

Младшая дочь Х.Ибрагима — Гюляр ханым в 1957 г. окончила Московский институт инженеров водного хозяйства им. В.Вильямса. В настоящее время доцент кафедры в Азербайджанском университете архитектуры и строительства. Она является автором книги «Трудная независимость», в которой собраны статьи отца о М.Ф.Ахундове, А.Ахвердиеве, Г.Джавиде, Г.В.Плеханове, Шеллинге, Гегеле и Фейербахе и других, а также рецензии на театральные постановки, напечатанные в газетах «Игбал», «Азербайджан», «Коммунист», в журнале «Маариф ишчиси».

До ареста Халил Ибрагим жил с семьей по ул. Некрасова в доме №11 в Ичери шэхэр. Прошло свыше полувека после его реабилитации, но до сих пор, к сожалению, на этом здании нет мемориальной доски о замечательном человеке, чья жизнь была целиком посвящена азербайджанскому народу. 

 

Эльмира АЛМАСОВА

 

Азербайджанские известия. – 2011. – 3 февраля. – С. 3.