Мубариз ГУРБАНЛЫ, политолог, депутат Милли меджлиса: «Ситуацию на оккупированных территориях следует регулировать в правовом поле» 

 

Несмотря на поддержку мировым сообществом территориальной целостности Азербайджана, некоторые парламентарии из разных стран все еще совершают поездки на оккупированные Арменией территории нашей страны без согласия на то официального Баку. Есть, к сожалению, и факты функционирования на оккупированных территориях ряда зарубежных компаний. Урегулировать все эти вопросы необходимо, прежде всего, правовым образом, считает депутат Милли меджлиса Мубариз ГУРБАНЛЫ, выступивший с инициативой принятия закона «Об оккупированных территориях». В интервью корреспонденту «Азербайджанских известий» Эмилю ГУЛИЕВУ парламентарий рассказал о сути своей инициативы.

— Не так давно на заседании Милли меджлиса вы предложили принять закон «Об оккупированных территориях». В чем его необходимость?

— Азербайджан подвергся агрессии со стороны Армении. В настоящее время 17,2 тысячи квадратных километров территории нашей страны находятся под оккупацией. Здесь имелось большое количество экологических, экономических, гуманитарных и других объектов, имущество которых было разграблено. Несмотря на то, что на указанных территориях создан марионеточный режим, на самом деле они управляются Арменией. Наши специалисты, эксперты, ученые проводят исследования, подсчитывают урон, нанесенный нашей экономике. В будущем Армения должна будет выплатить нам компенсацию за причиненный ущерб. Но добиться этого возможно только в правовом поле. Ведь мы живем в определенной правовой системе, в которой существуют конвенции, декларации, нормы, регламентирующие отношения между государствами. Поэтому Азербайджану следует принять закон «Об оккупированных территориях». Этот документ должен регулировать различного рода процессы, которые происходят на этих землях. Мы имели здесь огромные запасы природных ресурсов, развитую инфраструктуру. К примеру, в Кяльбаджаре есть месторождения золота, другие полезные ископаемые. Для их освоения армяне пытаются привлечь на оккупированные азербайджанские земли те или иные иностранные компании. Приняв закон «Об оккупированных территориях», мы укажем в нем, что азербайджанское государство не несет ответственности за инвестиции, вложенные туда иностранными компаниями, и что после освобождения этих территорий все вложенные средства, а также созданная инфраструктура будут конфискованы в пользу нашего государства. Армяне привлекают сегодня иностранный капитал, а в будущем, после освобождения территорий, могут возникнуть разного рода экономические споры и конфликты на этой почве. Зная же о наличии такого закона, иностранные компании не будут подвергать риску свой капитал и станут осторожнее в выборе мест вложения инвестиций. — Время от времени на оккупированные территории совершаются визиты иностранных граждан, которые далеко не всегда обращаются к нашей стране за получением официального разрешения. Как скажется принятие этого закона на ситуации в данном вопросе?

— Естественно, что посещение оккупированных территорий может быть осуществлено только с согласия официального Баку, и в законе это четко должно быть регламентировано. Конечно, при этом возможны исключения, которые могут быть связаны с ситуацией в переговорном процессе по урегулированию конфликта, народной дипломатией и т.д. В любом случае все передвижения иностранцев на оккупированных территориях должны производиться с согласия Азербайджана.

— А будет ли регламентироваться участие азербайджанских НПО и СМИ в совместных с армянами мероприятиях?

— Это тоже очень важный вопрос. К примеру, иногда в Ханкенди проводится какое-то мероприятие, в котором принимает участие представитель или представители наших неправительственных организаций или средств массовой информации. Мы сначала должны определиться с тем, должно ли в законе ограничиваться подобное участие, и если да, то каким образом. Или другое. Скажем, находясь на оккупированных территориях, эти люди выступают против наших национальных интересов. Возникает вопрос, каким образом закон должен регулировать эту ситуацию. Все эти проблемы, безусловно, требуют детализации.

— Поддерживая ваше предложение, некоторые депутаты высказались за то, чтобы всем, кроме президента, представителям органов исполнительной власти, а также парламентариям следует запретить какие-либо контакты с армянской стороной. Как вы считаете, насколько это разумно? Ведь речь идет не только об армянах Армении, но и армянах Нагорного Карабаха?

— Я так не думаю. Мы находимся в состоянии войны с Арменией. Но в Нагорном Карабахе живут армяне, которые являются гражданами Азербайджана. Я не думаю, что все армяне в Карабахе — сторонники нынешней оккупации наших земель. На мой взгляд, допустимы контакты с армянами Нагорного Карабаха в рамках народной дипломатии. Речь тут не идет о каком-либо запрете на контакты. Речь идет о том, кому это разрешено и на каком основании. То есть человек, который собирается туда в поездку или собирается принимать делегацию, должен получить соответствующее разрешение. Одним словом, речь идет о том, чтобы все подобного рода контакты реализовывались в правовом пространстве, в соответствии с законом. Человек обязан будет объяснить, с какой целью он намерен посетить оккупированные территории. От имени Азербайджана в переговорном процессе участвует глава государства, правительство представлено в лице МИД, не исключается и народная дипломатия. Но для того, чтобы не допустить хаоса в этом вопросе, следует регулировать его правовым путем.

— Отслеживаете ли вы общественную реакцию на свою инициативу?

— Я знаю, что ряд моих коллег поддержали это предложение. По публикациям в СМИ знаю, что есть даже партии, которые также выступают за принятие подобного закона. Возможно, следует провести обсуждения по этому поводу. Пускай органы исполнительной власти также выскажут свое мнение. К примеру, специалисты МИД могут сказать, вредит или нет принятие подобного закона нашему общему делу. Если кто-то против, то пусть аргументирует свою позицию и скажет, почему мы не должны принимать подобный закон. Я сторонник того, чтобы все заинтересованные стороны в этом вопросе высказали свои «за» и «против».

— А есть ли аналогичные законодательные акты в мировой практике?

— Понятно, что к разработке подобного законопроекта должны быть привлечены эксперты по международному праву, международным отношениям, конфликтологи, а также специалисты по экологии и экономике. В мире до этого были и теперь есть аналогичные законы. К примеру, во время второй мировой войны в СССР было принято постановление «Об организации дела на временно оккупированных территориях». В этом документе регулировались многие вопросы, связанные с оккупацией, — имущества, статуса людей, которые находятся на оккупированных территориях. К примеру, указывалось, что если гражданин, который находится на оккупированных территориях и при этом нарушил законы СССР, то после освобождения этих территорий в любом случае будет привлечен к ответственности за допущенное им правонарушение. Грузия также приняла закон «Об оккупированных территориях», объявив территории Южной Осетии и Абхазии оккупированными, а также определила их статус. Посредством этого закона установлены правила по поводу иностранных граждан и компаний, посещающих эти территории. Понятно, что каждый конфликт имеет свою специфику, но они имеют и много общего. Поэтому считаю, что мы должны приступить к обсуждению подобного законопроекта и определить правовые рамки по нашим оккупированным территориям. 

 

Азербайджанские известия. – 2011. – 16 февраля.- С. 1-2.