Показательный сигнал 

 

Активизация антикоррупционных мер в Азербайджане

положительно оценивается и за рубежами страны

 

Сразу в нескольких постсоветских странах развернулись мощные антикоррупционные кампании. Они коснулись всех органов исполнительной и законодательной власти. Вот лишь несколько примеров этой «чистки» в России: арест генерала Бокова, отвечающего за борьбу с организованной преступностью в СНГ; объявление в федеральный розыск депутата Госдумы РФ Ашота Егиазаряна; международное расследование деятельности главы российской дирекции ЕБРР Елены Котовой; следственные действия по незаконным решениям региональных прокуратур и многие другие малые и большие эпизоды. Азербайджанские власти поступили несколько иным образом: кроме защиты прав граждан, столкнувшихся с вызовами коррупции, и прямых антикоррупционных действий происходит серьезная кадровая ротация с целью оздоровления бюрократической среды.

Эпизоды с разоблачением коррупционеров в системе власти государств СНГ происходят регулярно. Но не всегда они привлекают столь много внимания. Нынешний масштаб «чисток» стал весьма показательным сигналом. Когда было объявлено об аресте генерала милиции Александра Бокова, директора Бюро по координации борьбы с организованной преступностью на территории государств — участников СНГ, стало понятно о наличии нового тренда во внутренней политике России.

Термин «коррупция» с латыни переводится как «растление», «коррозия». И действительно, чиновники, поддавшиеся соблазну денег, очень быстро образуют неформальные сети, как по вертикали, так и по горизонтали власти, опутывающие своими нелегальными каналами традиционные механизмы управления. Проблема, поразившая один департамент ведомства, может перекинуться на все министерство и, как следствие, тормозить работу целой структуры власти в стране. Наконец, деформирует реформы. Самое печальное, что граждане, сталкивающиеся с этими фактами, теряют доверие уже не только к конкретным ведомствам, они теряют доверие к политической власти. А если проблема усугубляется, то растет недоверие к выбранному курсу. Фактор глобализации и свободы электронных медиа сразу же сигнализирует о недовольстве мировому сообществу. Поэтому чем раньше власти начинают процедуру самоочищения, тем лучше. Правда, когда это начинать «еще рано» переходит в «уже поздно», не всегда очевидно даже экспертам.

Недавно глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин отчитывался по статистике преступности в России. Оказалось, что в целом по стране в 2010 году произошел спад преступности как таковой на 12% по сравнению с прошлым годом. Однако при этом рост количества коррупционных преступлений, выявленных всеми правоохранительными органами, возрос на 42% и составил почти 60 тыс. фактов за год (было выявлено около 12 тыс. фактов взяточничества).

Другая проблема идущая рядом с коррупцией, — отмывание нелегальных средств и операции теневого рынка. Росфинмониторинг, отвечающий за борьбу с отмыванием средств в России, опубликовал свою статистику, согласно которой объем подозрительных операций, о которых банки сообщили в структуру, за десять месяцев 2010 года составил около 120 трлн рублей — это около 60% объема всех банковских операций, связанных с экономикой, и втрое больше ВВП России.

Вопрос борьбы с отмыванием «грязных» денег и финансированием терроризма является актуальным и для Азербайджана. В стране создана юридическая база, включающая закон «О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», создана Служба финансового мониторинга при Центробанке Азербайджана, которая ведет детальную работу по борьбе с отмыванием «грязных» денег. Но исполнение законов зависит от конкретных людей.

Как известно, в середине января на расширенном заседании Кабинета министров, посвященном итогам 2010 года, президент Ильxaм Aлиeв поставил вопрос об активизации борьбы с коррупцией. Спустя две недели под председательством руководителя администрации президента Рамиза Мехтиева состоялось расширенное заседание Комиссии по борьбе с коррупцией. Он озвучил факты поступающих «многочисленных обращений о негативных явлениях, фактах взяточничества и коррупции со стороны центральных и местных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, существующих в области банков, строительства, транспорта, торговли, общественного питания, образования, здравоохранения, социальной защиты и в других сферах, создающих искусственные преграды для развития предпринимательства и вызывающих справедливое недовольство населения».

Очевидно, что проведенные мероприятия подготовили почву для серьезного аникоррупционного сигнала, направленного Ильxaмом Aлиeвым в органы власти на места. Напомню, что азербайджанский лидер призвал граждан сообщать обо всех случаях вымогательства и потакания взяткам напрямую в администрацию президента. Не случайно это было сказано в ходе региональной поездки, там, где вдали от центральных органов такие случаи не редки. Последующие события отстранения и увольнения большого числа чиновников в различных ведомствах, напрямую работающих с населением, говорят о том, что глава государства решительно настроен произвести глубокую санацию власти на предмет коррупции. И это часть стратегического курса. Заметим, что данная активность была замечена и за рубежом. С позитивными комментариями об этом писали в российских СМИ. В ходе недавней дискуссии в Конгрессе США в ряду прочего была отмечена роль азербайджанского антикоррупционного сайта. Речь идет о ресурсе www.rusum.az, созданном при поддержке Комиссии по борьбе с коррупцией. Таким образом, профилактика коррупции добавляет новые динамичные черты имиджу азербайджанских госструктур как в самой стране, так и в мире.

 

Александр КАРАВАЕВ

 

Азербайджанские известия. -2011. – 24 февраля. – С. 2.