Явер ДЖАМАЛОВ, министр оборонной промышленности Азербайджана: «Наша цель — в ближайшее время создать военную промышленностье имеющую аналога в регионе» 

 

Недавно в Объединенных Арабских Эмиратах завершилась Международная выставка вооружений и продукции военно-технического назначения — IDEX-2011. Впервые на столь престижном форуме была представлена экспозиция продукции Министерства оборонной промышленности Азербайджана. Глава ведомства

Явер ДЖАМАЛОВ поделился своими впечатлениями о выставке и планами на будущее в интервью агентству АРА.

— Прежде всего хотелось бы спросить, каковы ваши впечатления о прошедшей в Абу-Даби выставке IDEX-2011, на которой было представлено и Министерство оборонной промышленности Азербайджана?

— Мы представили на эту выставку продукцию оборонного назначения 71 наименования. Ознакомились также с продукцией оборонного назначения производства ведущих компаний мира, провели переговоры с этими компаниями на предмет доставки в Азербайджан технологии и оборудования для организации в нашей стране производства заинтересовавшей нас продукции, подписали с ними меморандумы и протоколы о взаимопонимании. В ходе выставки ряд зарубежных производителей проявили интерес к произведенным в Азербайджане оружию и боеприпасам. Среди них компании из США, Пакистана, Казахстана, Канады, Болгарии, Турции и Бангладеша. В итоге во время основных переговоров мы достигли договоренности об экспорте производимых на наших предприятиях боеприпасов для стрелкового оружия, минометов и гранатометов, оптических прицелов для гранатометов, поставке боеприпасов для гранатометов AQS-17 и AQS-30, а также по экспорту другого оружия и боеприпасов.

— В ходе состоявшейся в прошлом году в Иордании выставки SOFEX-2010 Миноборонпром Азербайджана также подписал несколько договоров с иностранными компаниями. Что вы можете сказать о выполнении этих договоров?

— Во время выставки в Иордании мы подписали соглашение о совместном производстве бронежилетов и касок. Это соглашение уже реализуется на заводе «Радиогурашдырма». Первая часть двухгодичного договора, подписанного нами с турецким Aselsan, выполнена. Второй этап будет выполнен в этом году. Что касается исполнения протоколов, подписанных в связи с закупкой боеприпасов из Азербайджана, могу сказать, что ранее из-за того, что не был готов наш центр тестирования, мы, к сожалению, не могли провести необходимые испытания. На выставке IDEX-2011 эти компании вновь обратились к нам. У нас сейчас готов отвечающий международным стандартам центр тестирования. Мы приняли решение продолжить работу с этими компаниями в данной области. — Что вы можете сказать о новом соглашении, подписанном с турецкой компанией MKEK? Что предусматривает это соглашение?

— Мы планируем сотрудничество с МКЕК в двух направлениях. Первое — производство стрелкового оружия. Другое связано с приобретением МКЕК боеприпасов из Азербайджана. В первую очередь подразумевается производство на нашем предприятии снайперского ружья «Истиглал» 12,7-миллиметрового калибра. Мы уже завершили этап создания этого оружия. До конца года будет осуществлено серийное производство снайперского ружья. В серийном производстве желает участвовать и МКЕК.

— В какой степени производимые Азербайджаном оружие и боеприпасы отвечают стандартам НАТО?

— Военная техника и оружие, находящиеся на вооружении азербайджанской армии, соответствуют стандартам бывшего СССР. Но, несмотря на это, в завозимых нами технологиях, на одних и тех же производственных линиях производится продукция, отвечающая как советским, так и натовским стандартам.

— Как вы думаете, когда можно будет полностью отказаться от советских стандартов? Оружие и военная техника, производимые по этим стандартам, наверняка очень отстают от зарубежных аналогов.

— Я не согласен с этой мыслью. Некоторые виды вооружений, оставшиеся с советских времен, по своим техническим параметрам намного превосходят вооружение, отвечающее натовским стандартам. Например, пистолет Макарова калибра 9х18 мм. Мы на одной и той же производственной линии производим патроны калибра 9х18 мм и используемые в армиях стран НАТО патроны калибра 9х19мм. При производстве нашего оружия мы учитываем также местные условия, в частности, возможность использования его во время боевых действий в горных и предгорных местностях.

— Имеются ли прогнозы о том, к какому времени Азербайджан полностью будет обеспечивать армию своим стрелковым оружием?

— Для этого нужно много времени. МОП создано всего пять лет. Мы ведем работу по обеспечению нашей армии оружием, боеприпасами и военной техникой. Это осуществляется поэтапно. На первом этапе мы реализуем проекты, которые эффективны с экономической точки зрения. Пока производство военной техники, средств авиации экономически невыгодно. Эту работу мы будем осуществлять на завершающем этапе. Сегодня мы занимаемся, в первую очередь, производством оружия и боеприпасов, необходимых азербайджанской армии. К концу 2012 году мы будем иметь серийное производство, начиная от патронов калибра 5,45х39 мм до боеприпасов для танков и артиллерийских орудий.

— Сколько производственных участков намечается создать в этом году в МОП?

— В этом году мы планируем открыть 8 новых производственных участков, в том числе по выпуску нескольких видов боеприпасов, заполнению учебных боеприпасов, производству капсул, испытательный центр, участок утилизации крупнокалиберных боеприпасов. Мы ставим целью в ближайшее время создать военную промышленность, не имеющую аналога в регионе.

— Вы подписали с компанией Roketsan контракт на производство ракет увеличенного радиуса действия калибра 107 и 122 мм. Насколько эффективным будет запуск ракет калибра 122 мм из соответствующих советским стандартам систем залпового огня «Град»?

— У нас производятся реактивные ракеты калибра 107 мм. Дальность их полета составляет 8 км. Подписанный с Roketsan контракт позволит довести их дальность до 11 км. Дальность полета существующих ракет калибра 122 мм составляет 22 км, а в ракетах, производимых по лицензии Roketsan, это расстояние составит 40 км. Указанные вами вопросы учтены при расчетах. Для этих ракет совместно с Roketsan будет производиться пусковое устройство.

— У вас также есть проект по производству новых запчастей и боевых машин на основе шасси снятых с вооружения танков Т-55. Что вы можете сказать об этом проекте?

— Этот проект также будет реализован. Мы планируем установить на машины МТ LB противотанковые ракеты с лазерной боеголовкой для поражения целей на расстоянии 5 км. Вместе со специалистами упомянутой мною компании Denel проведем исследования, чтобы выяснить, сколько ракет можно установить на МТ LB. В связи с этим мы протестируем несколько машин. В то же время мы полностью восстановим снятые с вооружения танки Т-55.

Paramount Group представила нашей делегации боевую машину Mbombe. Возможно ли производство этих машин в Азербайджане в рамках сотрудничества с Paramount Group?

— На данный момент мы производим боевые машины Matador и Marauder. Однако назначение этих машин иное — то есть они предназначены для транспортировки живой силы и боеприпасов. Mbombe же боевая машина. Мы осмотрели эту машину и дали им свои предложения. В этом году одна из этих машин будет привезена в Азербайджан. После ее тестирования мы начнем производство. Эта боевая машина обладает намного более высокими техническими параметрами, чем БТР и БМП. Наше сотрудничество с Paramount Group идет нормально, и мы уже изготовили 30 машин. В данный момент идет процесс установки вооружения на эту технику.

— Хотелось бы спросить о сотрудничестве с Турцией. Парламент Азербайджана утвердил договор о стратегическом сотрудничестве между двумя странами. В этом договоре сфере военной промышленности уделено особое место.

— Турция наш стратегический партнер, и наши отношения находятся на высоком уровне. У обеих сторон уже есть предложения по расширению партнерства в сфере военной промышленности. В данный момент стороны работают над этими предложениями, будут новые проекты.

— Во время вашего январского визита в Чехию была распространена информация о проведении модернизации самолетов L-39 и L-29 совместно с фирмами этой страны. Насколько верна эта информация?

— Мы ознакомились с модернизированным чешским самолетом L-159. Чехи подняли вопрос о сборке этих самолетов в Азербайджане и продаже их в страны региона. Мы дали свое согласие. Однако необходимо, чтобы Чехией была выдана Азербайджану специальная лицензия. Сейчас в этом направлении ведется работа. Была предложена модернизация L-39, и я предложил обсудить этот вопрос с Министерством обороны Азербайджана.

— И, наконец, в каких еще международных выставках вы планируете принять участие в этом году?

— Мы примем участие в выставке IDEF-2011 в Стамбуле в мае. Планируем представить 75-76 наименований нашей продукции оборонного назначения. В Пакистане также должна состояться выставка. 

 

 

Азербайджанские известия. – 2011. – 1 марта. – С. 1-2.