«Превращение перспективных идей в устойчивый бизнес — многоэтапный процесс» 

 

Заур МАМЕДОВ, выпускник Гарвардской бизнес-школы:

 

Главная задача бизнес-инкубаторов, как известно, — не столько предоставление помещений в аренду, сколько содействие успешному развитию фирм, которые в дальнейшем смогут оставить эту структуру и работать без его поддержки. Предприниматели, работающие в бизнес-инкубаторе, создают новые рабочие места, развивают технологии и тем самым укрепляют местную и национальную экономику. Об этом и многом другом агентству 1news.az рассказал выпускник Гарвардской бизнес-школы Заур МАМЕДОВ.

— Недавно на встрече президента Ильxaма Aлиeва с группой талантливой молодежи был поднят вопрос о бизнес-инкубаторах. Что, по-вашему, они могут дать нашим молодым предпринимателям?

— Создание бизнес-инкубаторов — самая обсуждаемая тема в деловом мире. Очень радует, что господин президент поддержал эту инициативу. Если бизнес-инкубаторы остаются в повестке дня даже в Силиконовой долине, то, конечно, их необходимо развивать и в Азербайджане, только вступившем в новую фазу своего развития. Экономика Азербайджана стремительно растет, в стране осуществляется серьезная модернизация. Развиваются финансовая и материальная сферы, растет потребность в продукции и услугах, основанных на высоких технологиях. Одна из главных задач, стоящих перед нашей экономикой, — направление этих ресурсов на развитие высоких технологий, медицину, энергетику и другие передовые отрасли производства и услуг. Потому что развитие интеллектуального предпринимательства, наряду с улучшением материального благосостояния молодежи, играет неоценимую роль в освоении инноваций, новых технологий и долгосрочном повышении продуктивности труда.

В целом лишь небольшая часть бизнесменов продолжает свою деятельность после первого года работы. Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что хорошая идея — это еще не успешный бизнес. Здесь более действенны факторы, связанные с бизнес-навыками и своевременным осуществлением ежедневных эффективных операций в соответствии с выработанной стратегией. Именно потому столь велика роль бизнес-инкубаторов. Они не только прививают предпринимателям необходимые бизнес-навыки, успешный бизнес-опыт, дают стратегические советы, но самое главное — оказывают важную финансовую поддержку.

— Могут ли бизнес-инкубаторы дать импульс развитию предпринимательства или эффективность проектов связана с другими факторами?

— Превращение перспективных идей в устойчивый бизнес — многоэтапный процесс. Если обратить внимание на научно обоснованную цепочку приращения стоимости предпринимательства, то на первоначальном этапе формируется бизнес-идея, впоследствии на основе этой идеи рождается новый бизнес (молодое предприятие). Если компания завоевывает доверие клиентов и успешно проходит испытание временем, то, как правило, изыскиваются необходимые финансовые ресурсы и компания осуществляет свои операции в полном объеме. Как видно, бизнес-инкубаторы участвуют лишь в одной части этого процесса, то есть в построении бизнеса. Наряду с этим хочу отметить два других фактора, обязательных для развития. Прежде всего у нас ощущается потребность в инновационных лабораториях, облегчающих рождение перспективных идей. Инновационные лаборатории, функционирующие в большинстве развитых государств, играют роль связующего моста, облегчающего связи между очагами образования, представителями научных кругов, изобретателями и различными бизнес-структурами. Основная цель здесь — создание благоприятных условий для появления бизнес-идей, стимулирующих изобретательство, стремление к знаниям, инновационность и креативность. Со стороны государства этой сфере уделяется огромное внимание. Во время встречи президента с молодежью подчеркивалась важность создания треугольника «образование — наука — промышленность» и интегрированной деятельности этих сфер.

Другой обязательный элемент — создание фондов венчурного капитала, обеспечивающих «терпеливые» финансовые ресурсы. Понятие «терпеливый» в данном контексте подразумевает, что, в отличие от банков, рисковая толерантность этих структур повышается, ибо они выдают финансовые ресурсы начинающим работу компаниям не в виде кредита, а на основе долевого участия. Еще одно преимущество такого типа структур состоит в том, что они не ограничиваются лишь предоставлением предпринимателям финансовых ресурсов. Фонды венчурного капитала непосредственно участвуют в управлении компаниями и посредством богатого опыта и бизнес-связей помогают предпринимателям добиваться успехов.

Каждая из вышеназванных структур является очень важной, но лишь целенаправленная деятельность может привести к развитию предпринимательства. И потому достичь высоких результатов в развитии интеллектуального производства возможно лишь интеграцией в целостную систему структур, занимающихся предпринимательством в Азербайджане.

— А как решаются эти вопросы в других странах?

— Подобных образцов в мире немало. Я проанализировал модели, оправдавшие себя во многих странах, в том числе в добившихся больших успехов — Израиле, Дании, США, государствах Ближнего Востока и Латинской Америки. Каждая из них уникальна по-своему, и потому разнятся конкретные механизмы внедрения моделей. Общая точка всех успешных моделей — это заполнение ими институциональных пустот, существующих в ходе трансформации бизнес-мыслей в постоянные бизнес-структуры. В развивающихся странах эти пустоты наглядно проявляются на рынках труда, продукции и финансов. Для их заполнения используются различные механизмы, предусматривающие мобилизацию информации и ресурсов на рынке, повышение доверия элементов рынка, облегчение рыночных операций и т.д. Что же касается претворения в жизнь успешных моделей, то основным рецептом успеха на первоначальном этапе является привлечение частных структур к этому процессу. При этом возникает органически увеличивающаяся и стойкая предпринимательская экосистема. Еще один фактор, обуславливающий участие частного сектора в данном процессе, как это шаблонно ни звучит, — желание заработать деньги и умение сосредоточить как можно больше мыслей для достижения серьезных результатов.

— Вы завершили учебу в Гарвардской школе бизнеса, занимающей одно из первых мест в мире в рейтинге преподавания бизнес-знаний, и вернулись на родину. Чем вы будете здесь заниматься?

— Сегодня Азербайджан — благодатное пространство не только для меня, но и для каждого, кто имеет креативные инициативы и готов к их реализации. И поддержка главой государства инновативных инициатив — большой стимул для молодежи. Сейчас я работаю над созданием гибких механизмов в сфере финансов и инвестиций в Азербайджане. В круг моих профессиональных интересов входят венчурный капитал, развитие нового бизнеса, платформы основательного сотрудничества, корпоративная стратегия и т.д., и потому постоянно занимаюсь новшествами в данной сфере и формами их потенциального внедрения в Азербайджане. Кстати, самый последний проект пытаюсь претворить в жизнь при непосредственном участии моих учителей — профессоров, известных в мире ученых Джоша Лернера и Даниэля Исенберга, который внес весомую лепту в модель развития Израиля.

Я хочу использовать свой большой опыт управления, накопленный в международных компаниях, личные связи с ведущими мировыми специалистами и неиссякаемую внутреннюю энергию для развития родного Азербайджана. 

 

 

Азербайджанские известия. – 2011. - 25 мая. – С. 1-2.