«Дорога в Азербайджан стала ближе» 

 

Шахин ШИХЛИНСКИ, вице-президент Всероссийского азербайджанского конгресса:

 

Екатеринбург, административный центр Свердловской области и крупнейший промышленный, культурный, научно-образовательный центр Уральского региона, занимает одну из лидирующих позиций (после Москвы и Питера) по численности азербайджанского населения. О том, как живут и трудятся на Урале наши соотечественники, корреспонденту «Азербайджанских известий» Галие АЛИЕВОЙ рассказал заместитель председателя президиума Уральской коллегии адвокатов, вице-президент Всероссийского азербайджанского конгресса, председатель Уральского окружного совета ВАК, председатель азербайджанской диаспоры Свердловской области Шахин ШИХЛИНСКИ.

— Последний раз вы давали интервью «Азербайджанским известиям» два года назад. Что изменилось с тех пор у наших соотечественников, проживающих в Уральском регионе?

— С 2009 года много воды утекло. Жизнь течет стремительно, многое меняется, и мы не стоим на месте. Вот ансамбль свой создали, танцевальный, — «Огни Баку». В нем две группы: 8-12 и 13-18 лет. Специально пригласили из Баку хореографа, он работал с коллективом, и в марте, на праздновании Новруз байрамы в Театре эстрады, ребята показали несколько номеров. Получилось очень хорошо. Всем понравилось. Кроме того, на местном телеканале несколько раз в неделю выходит передача «Дорога в Азербайджан». Она рассказывает о нашей стране, ее регионах, последних достижениях во всех сферах человеческой деятельности. Во многом это способствует тому, чтобы наши соотечественники возвращались домой.

— Но те из них, кто прибывает в Россию, по-прежнему с удовольствием выбирают для своего места жительства Урал?

— За последние полтора-два года количество наших соотечественников, прибывающих в российские города, существенно уменьшилось — примерно вдвое. По двум причинам: рост экономики в самом Азербайджане, открытие новых рабочих мест и ужесточение правил пребывания мигрантов в России, особые указы правительств некоторых городов о запрете на уличную торговлю и т.д. Хотя многие из тех, кто выбирает себе местом жительства Россию, действительно приезжают в наш регион. Думаю, что здесь им достаточно комфортно.

— Сохранился ли в вашей организации, в Уральском окружном совете ВАК, несмотря на относительный отток мигрантов из России, такой вид услуг, как оказание правовой помощи?

— Конечно. У нас по-прежнему работает юридическая служба, которую возглавляет известный в городе юрист, наш соотечественник Юсиф Фарзалиев.

— Сколько азербайджанцев в настоящее время проживает на Урале?

— По области — порядка 50 тысяч. Из них 22 тысячи — граждане России. — С какого времени на Урал стали приезжать и оставаться на постоянное место жительства наши соотечественники?

— Еще со времен Советского Союза. Правда, их тогда было не так много, как сейчас. Да и слова такого, «мигрант», никто не произносил. В 90-х годах стали приезжать в основном беженцы из Агдамского, Кяльбаджарского, Лачинского районов.

— Когда на Урале сформировалась азербайджанская диаспора?

— В 1988 году.

— Каков ее рейтинг?

— Достаточно высокий. Самое главное, чего нам удалось добиться, — это доказать, что азербайджанцы — не только работники рынков и торговых центров, хотя и в этом ничего зазорного нет, наши соотечественники довольно успешно заняты бизнесом. И все же немаловажно, что за последние 15-20 лет у нас появилось много ученых, докторов наук, врачей, инженеров, строителей. Это отмечает руководство и города, и области.

Азербайджанская диаспора органично вписалась в структуру региона, ее представители трудятся во всех сферах человеческой деятельности, по праву заслужив почет и уважение. Достаточно сказать, что на недавнем турнире по боулингу среди дипломатов, аккредитованных в Свердловской области, первым (после губернатора) предоставили слово для выступления генеральному консулу Азербайджана в Свердловской области Султану Гасымову. И, безусловно, возросшему авторитету нашей диаспоры способствовало посещение Екатеринбурга вице-президентом Российского представительства Фонда Гейдара Алиева Лейлой Алиевой. Результатом ее визита стали организация обменных визитов делегации врачей и студентов, реконструкция одной из школ Екатеринбурга с последующим предоставлением части ее площадей для воскресной азербайджанской школы. Отмечу, что на средства Фонда Гейдара Алиева была приобретена машина скорой помощи «Соболь» и передана в дар областной детской клинической больнице №1, а областному онкологическому центру вручено 1,5 млн рублей. Кроме того, средства, собранные от концерта популярного исполнителя Эмина Агаларова в киноконцертном театре «Космос», перечислены на счет специализированного Дома ребенка №6.

— На Урале по нескольку десятков этнических общественных организаций, к примеру татарских или еврейских. А сколько — азербайджанских?

— До моего избрания председателем диаспоры у нас тоже было несколько общественных организаций, но я предложил всем объединиться и создать единую мощную структуру, которая решала бы все вопросы и проблемы, связанные с нашими земляками. Так и сделали, и сейчас полное название нашей организации — Свердловская областная общественная организация «Азербайджанская диаспора». Она отлично зарекомендовала себя и перед правительством области, и администрацией города, различными министерствами и ведомствами.

— Много ли молодежи в рядах азербайджанской диаспоры?

— В свердловских вузах учится много наших студентов (более двухсот человек), которые прибыли в рамках Госпрограммы по обучению в зарубежных вузах. Они-то и составляют костяк Молодежного клуба диаспоры.

— Как вы думаете, возможны ли на Урале вспышки ксенофобии и межэтнических конфликтов — подобных тем, что случились на Манежной площади Москвы совсем недавно?

— Конечно, это может случиться где угодно. Но Уральский регион во все времена отличали высокая толерантность и уважительное отношение к представителям всех наций и конфессий. У нас даже есть такой праздник, аналога которому нет ни в одном субъекте Российской Федерации, — День народов Урала.

— В некоторых российских СМИ утверждается, что российский криминал национализирован, и в первую очередь за счет выходцев с Кавказа. Вот и у вас в Екатеринбурге, далеко от центра России, к примеру, прошлой зимой в студенческом городке УГТУ-УПИ произошла массовая драка с участием кавказцев, после которой журналистские материалы носили громкие заголовки типа «Кавказская этническая преступность бросает дерзкий вызов уральцам». Что вы думаете по этому поводу?

— К той драке азербайджанцы никакого отношения не имели. По сообщениям официальных органов, несколько десятков кавказцев, предположительно под руководством начинающего спортсмена Айро Ахвердяна, зверски избили нескольких русских студентов. Им были нанесены множественные ножевые ранения и черепно-мозговые травмы. И вообще, хотел бы подчеркнуть, что, по сравнению с грузинами, армянами, таджиками, узбеками и т.д., в нашей диаспоре очень низкий процент по преступлениям. Это — данные Федеральной миграционной службы, где я не первый год являюсь членом миграционного совета по Свердловской области. Кроме меня, членами аналогичного совета при МВД области, а также консультативного совета при губернаторе являются и наши активисты. На заседаниях и семинарах всегда отмечается, что, несмотря на большую численность азербайджанской диаспоры, там всегда порядок. 

 

 

Азербайджанские известия. – 2011. – 26 мая. – С. 1,3.