Александр ШАРОВСКИЙ, народный артист Азербайджана: «Иметь свой театр — большая честь для режиссера» 

 

Хотя у нас крайне редко по примеру мировых театров отождествляют труппу с именем главного режиссера, в Баку все знают, что художественную направленность РДТ определяет народный артист Азербайджана Александр Яковлевич Шаровский, и огромную ответственность за его творческую составляющую стоически несет именно он. И если, как и принято, коллектив, отметивший свой

90-летний юбилей, особенно явственно ощущая добротный груз собственной истории, чувствует себя молодым и современным, то нет никаких сомнений в том, что именно он, режиссер, определяющий его лицо, более многих других имеет право на гордость. С Александром ШАРОВСКИМ беседовала корреспондент «Азербайджанских известий» Галина МИКЕЛАДЗЕ.

— Как в нелегких условиях стремительно меняющихся зрительских предпочтений РДТ по-прежнему сохраняет статус одного из культовых центров азербайджанской столицы?

— Возможно, в наши дни мне, как и многим из нас, надо чаще заглядывать в глубины человеческой души, стать поближе к конкретному человеку, особенно к тому, кто оказался во внутренней изоляции. И, конечно, работать не только на сей день, но и на перспективу.

— Для вас это спектакли по пьесам таких классиков, как Лопе де Вега, Шекспир, Пушкин, Чехов, Мольер, М.Ф.Ахундов, Эдуардо де Филиппо, Г.Горин, Р.Ибрагимбеков, М.Ибрагимбеков, Эльчин, Н.Расулзаде и многие другие современные драматурги с их сочинениями, посвященными жгучим и важным проблемам.

— Однозначно!

— Непростой подход…

— И это хорошо! Разве нет?

Вот так — масштабно, с полным сознанием ответственности руководителя такого непростого «объекта», может быть, даже прагматично. Хотя… Каждая постановка Шаровского — это прежде всего художественное «прочтение» реалий жизни вообще и конкретного человека в частности, обязательно подразумевающее романтику и неравнодушие, учитывающее законы сцены и украшенное интересными публике «сюрпризами», — чего не сделаешь, дабы привлечь и удержать ее внимание и позволить актерам самим расти профессионально. …Еще недавно всегда пребывающий в поиске Шаровский, скупо рассказывая о концепции и постановочном решении задуманного спектакля, как правило, рассчитывал на скупые материальные возможности театра, теперь с энтузиазмом подчеркивает, что в РДТ и мечты сбываются. Распоряжение президента Ильхама Алиева о реконструкции его здания коренным образом изменило жизнь коллектива, но ни на день он не прекращал творческую работу.

«Знаете, — с энтузиазмом рассказывал Александр Яковлевич при встречах в те полтора сезона, что шла реконструкция, — построенное в конце ХIХ века для кинотеатра «Микадо» здание и в прежние времена останавливалось на ремонты, в том числе и капитальные. Однако нынешнюю работу по его обновлению даже реконструкцией не назовешь. В условиях, когда пришлось соорудить совсем новую крышу, укрепить все несущие конструкции и цокольный этаж, оборудовать современную котельную, заменить полы, сантехническую систему и основательно обновить все элементы, давно уже не обеспечивавшие жизнестойкость здания, конечно же, речь можно было вести только о новом строительстве. К слову сказать, нигде на территории постсоветского пространства в последние 15 лет русские театры не только не строились, но и не ремонтировались. У нас же появился еще один театр с самым новейшим оборудованием — осветительной и акустической системами, сценическим кругом современной конструкции, компьютерным программированием и даже комфортабельными лифтами в служебных помещениях».

— Вы при любой возможности подчеркиваете неизмеримую благодарность коллектива и зрителей государству, лично президенту Ильхаму Алиеву за эту грандиозную реконструкцию театра.

— Такое переоценить невозможно! Кстати, для меня особенно важно, что за полтора сезона мы сохранили труппу, что редко удается театрам, закрывающимся на ремонт.

— Что помогло?

— И без того задействованных в спектаклях актеров нашего театра активно стали приглашать сниматься в кино — Фуад Османов блеснул в имеющем большой резонанс фильме московских кинематографистов «Братья», снимались Фуад Поладов, Мабуд Магеррамов, Малек Аббасзаде, Юрий Балиев. Кое-кто параллельно играл и на других сценах — в Азербайджанском государственном театре драмы, театрах «Ибрус», «ЦNS»… А после возвращения домой у нас родилась идея посвятить этому событию спектакль под названием «Мечты сбываются».

— И вы ее осуществили!

— Да, сыграли с энтузиазмом, пародируя самих себя. Рассказали, как в условиях не очень-то приспособленной сценической площадки приютившего нас Дома культуры каспийских моряков не только удержали в репертуаре около десяти спектаклей, но и осуществили четыре премьеры — «Бабочки», «Мою жену зовут Морис», «Вирус любви» и «Новые похождения кота Леопольда», и там проходившие при аншлагах.

— А еще отметили два юбилея — 80-летие Нодара Шашикоглу и 50-летие Мабуда Магеррамова!

— Да, было над чем посмеяться…

— А сценарий?..

— В данном случае мы не мудрствовали лукаво. Вы хорошо знаете, что у нас есть свой драматург — замечательный автор многих интересных пьес на злобу дня, которые годами идут на нашей сцене при неослабевающем успехе у зрителей. Я имею в виду заслуженного работника культуры Азербайджана Владимира Неверова — он и на сей раз приготовил нужный нам новый опус — в день открытия сезона в обновленном здании он оказался весьма кстати. Показали, как трудно жилось труппе все прошедшие годы, как перенесли период странствий и с каким восторгом обживаем то, что получили теперь.

— Как возглавляемый вами театр заново обживает родное пространство, но за последние годы сделано немало…

— В течение 89-го сезона зрители увидели трудоемкие и знаковые постановки: спектакли Ираны Тагизаде «Братья Карамазовы» по Достоевскому, «Танец семи покрывал» Бориса Лукинского, «Федра» по Расину и «Хочу купить мужа» по М.Задорнову, поставленные вашим покорным слугой, «Угадай сказку-2»…

— Известно, что «Хочу купить мужа» по М.Задорнову вы показали на международном фестивале в Ялте…

— Да, нас теперь частенько приглашают на подобные мероприятия…

— Когда-то вы мечтали о возможности приглашать режиссеров из-за границы, иметь побольше средств на готовящиеся спектакли и теперь…

— Теперь и эти наши мечты сбываются. Осуществленный по госзаказу Министерства культуры и туризма спектакль «Квартиранты ада» по Эльчину поставил Кямран Шахмардан, «Слишком женатый таксист» сделал с актерами нашей труппы московский режиссер Валерий Белякович. В начале нынешнего сезона мы предъявили публике такой интересный проект, как «Сон в летнюю ночь» по У.Шекспиру, осуществленный режиссером из Санкт-Петербурга Искандером Сакаевым в рамках программы биомеханики В.Мейерхольда с участием самых молодых актеров нашей труппы.

— Все это стоит затрат?

— Теперь мы можем позволить себе приглашать художников-декораторов, художников по свету, значительно меняющих качество постановок…

— Вы известны своим неутомимым поиском нового материала — чем в этом плане заняты сегодня?

— Задумок немало. Есть договоренности с другими авторами — об их предложениях поговорим, когда получу что-то конкретное. Но в целом мы надеемся в новых условиях многое изменить даже в концепции организаторской деятельности. Скажем, практически с нуля заняться рекламой, поиском спонсоров и налаживанием отношений с ними. Наконец, гастрольными делами — по стране и за ее пределами. Появятся средства — станем приглашать еще больше маститых режиссеров, художников — будем радовать достижениями мирового уровня своих зрителей и тех, кто пригласит нас на гастроли с уверенностью, что в нашем лице встретится с носителями подлинных образцов новаторского театрального искусства. Сил, энтузиазма, желания играть у актеров не занимать. Готовясь к юбилею, выпустили два новых больших спектакля — режиссер Борис Лукинский предъявил серьезную работу по пьесе А.Островского «Правда хорошо, а счастье лучше» со звездным составом участников — Людмилой Духовной, Зинаидой Сибилевой, Юрием Балиевым и другими любимыми публикой актерами театра.

— А вы «сдали» «Несемейный портрет в интерьере» по Олегу Ерневу

— Да, это бенефисный спектакль в честь юбилея заслуженной артистки Азербайджана, ветерана нашего театра Евгении Невмержицкой, партнерами которой выступили Медина Муллаева, Мабуд Магеррамов, Сафа Мирзагасанов, Аскер Рагимов.

— Здорово, что вы отмечаете подобные даты в жизни актеров, предоставляя им возможность выступить в «звездной» роли, — что еще актеру нужно в череде будней, а?

— Будни — слово не для театра! У нас всегда должен быть праздник… для зрителей, естественно. Сами мы трудимся, как говорится, не покладая рук. В прошедшем сезоне состоялся выпуск созданной при театре студии — это достойное пополнение труппы, расширяющее ее возможности в выборе репертуара и уровня постановок.

— Студия будет действовать постоянно?

— Когда меня назначали руководителем студии, было решено организовать курс теоретических занятий по сценической речи, пластике, ритмике, вокалу и другим предметам. Мы поручили эту работу самым опытным мастерам нашей сцены, а участие во всех спектаклях текущего репертуара естественным образом стало для студийцев серьезной практикой на пути к профессии…

— И результат превзошел ожидания…

— Думаю, не случайно министр поручил продолжить работу студии уже с новым составом.

— Что на подходе?

— Вы по поводу студии?

— Нет, пока о театре, о самых ближайших делах…

— Сначала скажу о серьезной задумке на ближайшее будущее — о подготовке к празднованию в 2012 году на государственном уровне юбилея нашего великого Мирзы Фатали Ахундова. Готовлюсь поставить спектакль по его пьесе «Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Мастали-шах, знаменитый колдун» — ответственная работа, и ею исподволь уже занимаюсь. Не простаивают и другие наши режиссеры — тем, кто любит свое дело, всегда работа по душе найдется. 

 

Азербайджанские известия. – 2011. – 8 января. – С. 1,3.