Роида РЗАЕВА, старший научный сотрудник Института востоковедения НАНА: «Человечество обречено на диалог» 

 

В конце прошлого года на конкурсе СНГ на соискание ежегодной международной премии «Содружество дебютов», учрежденной Советом по гуманитарному сотрудничеству государств — участников СНГ (СГС) и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ (МФГС), лауреатом в номинации «Гуманитарные и социальные науки» стала наша соотечественница, старший научный сотрудник, председатель Совета молодых ученых Института востоковедения им. акад. З.М.Буниятова, руководитель отделения гуманитарных и общественных наук Центра интеллектуального развития молодежи НАНА, кандидат философских наук Роида РЗАЕВА. С ней встретилась и побеседовала корреспондент «Азербайджанских известий» Галия АЛИЕВА.

— Расскажите, пожалуйста, о конкурсе более подробно?

— Конкурс «Содружество дебютов» в прошлом году был объявлен для молодых ученых стран СНГ. Согласно регламенту, кандидаты отбираются в возрасте до 35 лет из числа победителей или лауреатов проводимых в странах СНГ национальных конкурсов и премий, обладателей государственных стипендий и грантов для молодых ученых, либо участников, занявших наивысшие места на национальных конкурсах. Кандидаты определяются по трем номинациям — «Гуманитарные и социальные науки», «Естественные науки» и «Технические науки». Награждение победителей конкурса «Содружество дебютов» (14 лучших молодых ученых СНГ) состоялось в Москве, в конференц-зале МГИМО осенью прошлого года. В церемонии награждения принял участие президент Дмитрий Медведев.

— С какими заслугами у себя на родине вы поехали в Москву?

— Я являюсь обладательницей серии дипломов, грамот и сертификатов, соавтором книги «Пути развития турецкой литературы» и свыше семидесяти научных статей, опубликованных как в стране, так и за рубежом. В 2002-м на XVIII Республиканской научной конференции студентов вузов получила диплом за лучший доклад на отделении востоковедения. Отмечена также дипломом и премией по случаю Дня молодежи Азербайджана и за научные достижения в 2007 году со стороны Министерства молодежи и спорта; почетной грамотой Центра интеллектуального развития молодежи НАНА (как отличившаяся в осуществлении государственной молодежной политики, за активную позицию в вопросах защиты интересов молодых ученых); представляла страну на международных конференциях с докладами — в Турции, России, Турецкой Республике Северного Кипра, Грузии и др. Вот за все это руководство НАНА и выдвинуло мою кандидатуру на престижный конкурс...

— …на который вы представили работу «Незападная современность: Азербайджан и Турция». Как вы думаете, чем могла заинтересовать эта тема жюри конкурса?

— Сразу хотела бы отметить, что эта работа опубликована в сборнике материалов Международной конференции «Взаимодействие культур в условиях глобализации», посвященной памяти общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева (Москва, 2009 г.), прошедшей при поддержке представительства Фонда Гейдара Алиева в РФ, Института философии РАН, Института философии, социологии и права НАНА, факультета глобальных процессов МГУ им. М.В.Ломоносова, Российского философского общества.

В ней я показала культуру и историю двух стран: Турции — первой (после Азербайджана) демократической страны с мусульманским сюжетом, имеющей более долгий и успешный опыт государственности, и нашей страны, представляющей собой синтез Востока и Запада, традиционного уклада семейственности с определенными ультрасовременными достижениями, развитой экономикой, сильной правовой системой.

— А чем вам лично интересна незападная современность?

— Не секрет, что до недавнего времени универсальным примером для развитых стран была модель Запада — ее ценности, ее культура, права человека, гражданское общество. Альтернатив, в принципе, не было. Но последующее мировое развитие показало, что этот пример не единственный и далеко не универсальный. Хотя бы потому, что создать Запад можно только на Западе — в другом месте это невозможно, что обусловлено историческим развитием. Подтверждение тому — модернизация многих незападных стран (Россия, Турция, Мексика), у каждой из которых были свои реформы и каждая из которых не отказалась от своей социокультурной почвы, самобытности и других специфических особенностей. Мы уже не говорим о Японии, Малайзии, Южной Корее. Таким образом, Запад — только одна из версий развития. Более того, как показывают современные реалии, как Восток нуждается в Западе, так же и Запад нуждается в Востоке. А оптимальным вариантом для диалога в условиях глобализации является, конечно же, синтез этих двух начал.

— Что весьма характерно и для нашей страны?

— Совершенно верно. Азербайджанское общество нельзя назвать классическим восточным обществом. Уж очень сильно мы отличаемся от тех же арабов и иранцев. И в то же время мы — не Германия, хотя в отличие от многих других, Азербайджан — одна из тех редких стран, где модернизация прошла весьма длительный путь. Эти вопросы, кстати, вызвали живой отклик на «круглом столе» «Формирование общего инновационного пространства Содружества», организованном РАН прошлой осенью в рамках V Форума творческой и научной интеллигенции государств — участников Содружества, где я выступила с докладом «Современные тенденции в общественном сознании стран СНГ». И здесь доминантой прозвучала та же мысль: мы все нуждаемся друг в друге.

— Где вам более комфортно — в России или Турции?

— И там, и там. В Турции — помимо всего прочего (общности языка, культуры, традиций) потому, что я, во-первых, специалист по этой стране (выпускница турецкого отделения востфака БГУ), защитила кандидатскую и готовлю докторскую диссертацию, посвященную Турции. А что касается Москвы — я выросла на советских фильмах, песнях, советской культуре и, конечно, мне очень приятно находиться в Москве, памятуя о нашем общем прошлом.

— Гуляя по московским улицам аккурат в то время, когда на Манежной площади происходили известные события, вы думали о нашей общей истории?

— А, вы это имеете в виду. Ну если не очень громко разговаривать на своем родном языке, то и в России достаточно комфортно. В Турции в этом смысле, конечно, никаких проблем — абсолютная толерантность. Как и у нас, в Азербайджане.

— Сложилось мнение, что женщина-ученый — это абсолютный «сухарь», но вы не производите такого впечатления…

— По-моему, это устаревшее представление. На самом деле женщина, на мой взгляд, в какой бы сфере ни трудилась, должна быть ухоженной. По косметическим салонам ходить у меня нет времени, но и дома о всех средствах по уходу за кожей не забываю. В детстве я занималась живописью, скульптурой, ковроткачеством, вышивкой, кройкой и шитьем, ходила в шахматную школу, окончила музыкальную, занималась художественной гимнастикой. Вот это и сформировало мои эстетические вкусы. Хотела стать художником, но сейчас моя самая большая мечта — получить признание как ученый. Ради науки в свои тридцать два года я оставила хорошо оплачиваемую работу (была синхронным переводчиком на государственных конференциях: турецкий-русский-азербайджанский, стажировалась в посольстве Турции в Азербайджане) и перешла в Академию наук. Как вы понимаете, на не вполне престижную, малооплачиваемую, не модную и непопулярную должность старшего научного сотрудника.

— Сколько молодежи в системе НАНА?

— Катастрофически мало. По данным на 2009 год, кандидатов наук до 35 лет — немногим более 150 человек. И ни одного доктора (в старом классическом варианте)! Мы пытаемся что-то делать — в Центре интеллектуального развития молодежи НАНА проводим конкурсы, стимулируем активность молодых ученых, даем возможность публиковаться в научном журнале «Труды молодых ученых», в редколлегии которого много авторитетных азербайджанских ученых, в том числе — и из числа руководителей академии.

— Как вы думаете, каким качеством характера должен обладать современный ученый?

— Силой воли, целеустремленностью и упорством. Слабые люди преодолевают жизнь, а мужественные ее осваивают. Я — осваиваю. Кроме того, ученому необходима постоянная работа надо собой. Если день прошел, и ты ничему не научился, считай, ты зря прожил этот день. Нужно модернизировать свое мироощущение, и делать это следует не только формально, иначе он не сможет быть объективным исследователем.

— Вы действительно очень целеустремленный человек, раз в свои годы столького добились. Ваше кредо?

— Моими принципами стали слова кого-то из великих: «Времена не выбирают, выбирают свой путь в них». Я выбрала. Это — моя наука.

— Так, может, вы и станете первым доктором наук до 35?

— Я очень постараюсь. 

 

 

Азербайджанские известия.- 2011. – 16 января. – С. 1-2.