Нам есть на кого ориентироваться 

 

Книга музыковеда Лалы Гусейновой посвящена замечательному пути, пройденному азербайджанской композиторской школой

 

Хагани, 27. Во второй половине минувшего века это магическое сочетание для всех, кто имел отношение к классической музыке, ассоциировалось с представляющим ее интеллектуальным бомондом. Здесь проходили апробацию почти все появлявшиеся тогда опусы молодых и не очень молодых авторов. Исполнявшаяся на весьма достойном уровне новая музыка неизменно сопровождалась жаркими обсуждениями, и разноголосица мнений, всегда профессионально аргументированных, была таким же естественным явлением, как разноголосица речи

В те годы уже сам по себе термин «современная музыка» ассоциировался с чем-то, идущим вразрез советскому официозу с его идеологическим диктатом и здравицами в адрес власть предержащих. И блестящая плеяда молодых людей, этих птенцов гнезда Караева, с ее ориентацией на стилистику и технику музыкального авангарда, воплощала дух западной свободы не менее наглядно, чем самиздатовские романы, которыми зачитывалось поколение 70-х. Шли годы. Грянуло лихолетье 90-х, когда многие из достойных музыкантов покидали страну, а другие, не менее достойные, пытались выжить в атмосфере хаоса и нищеты. В этой ситуации потеря здания, ставшего для композиторов родным очагом, стала красноречивой метафорой очень многих потерь, как человеческих, так и идейных. Вопрос «Куда ж нам плыть?» все больше утрачивал свою рефлектирующую сущность, а ответы все больше демонстрировали приверженность ценностям позавчерашнего дня. И вот в 2007 и 2009 годах президентом страны были подписаны указы: о ремонте и возвращении азербайджанским композиторам родного здания и о праздновании 75-летия славной организации.

Именно с этого факта, точнее, со слов благодарности главе государства за возвращенное здание, начала свою речь председатель Союза композиторов Франгиз Ализаде на презентации вышедшей недавно из печати книги, которая так и называется — «Союз композиторов Азербайджана». Автор ее — известный азербайджанский музыковед, член правления Союза композиторов Лала Гусейнова, проработавшая в этой организации более четверти века. Тепло поприветствовав собравшихся (среди которых были композиторы, музыковеды, исполнители национальной музыки, директора учебных заведений, крупные чиновники), Франгиз ханым в свойственной ей лаконичной и образной манере охарактеризовала автора издания как человека, проделавшего огромный труд и представившего собранный большой материал (шутка ли — с 1934 по 2009 год!) в виде звеньев одного исторического процесса: «В прошлом нашей музыки было множество фактов, которыми мы вправе гордиться, и очень хочется надеяться, что подобными фактами обогатится и наша новая история».

Пожалуй, самым волнующим моментом мероприятия стал показ слайдов с фотографиями тех людей, которые своим талантом и служением обществу способствовали расцвету азербайджанской музыкальной культуры в прошлом столетии. В сопровождении музыки Увертюры к «Кероглу» Узеир бека и «Азербайджанского каприччио» Фикрета Амирова они, конечно же, не могли не вызвать у собравшихся в зале чувства гордости за свою страну, за свой народ. Ведь музыка — очень сильное эмоциональное оружие, и в контексте разговора о поистине замечательном пути, пройденном азербайджанской композиторской школой, она служила превосходной его иллюстрацией, придавая событию особую значимость. Не случайно, поэтому, во всех звучавших с трибуны речах присутствовала какая-то особая теплота, выдающая личностное отношение к происходящему.

Например, секретарь Союза композиторов музыковед Рамиз Зохрабов, остановившись вкратце на нескольких представленных в книге ярких фактах, в частности словах Шостаковича об азербайджанской композиторской школе, произнес в заключение знаменательные слова о связи культуры с уровнем образования: «Сможем ли мы вернуться к достигнутым рубежам, зависит во многом и от наших сегодняшних преподавателей». Выступавший как представитель писательского цеха главный редактор газеты «525» Рашид Меджид отметил, что открыл для себя в этой книге множество интересных фактов, особенно касающихся ситуации в 30-40-х годах: за конкретными постановлениями и документами в книге прочитываются людские судьбы и характеры. От лица исполнителей, «без которых никакая музыка не живет», выступил тарист Рамиз Гулиев, который сообщил, что в свое время переиграл почти все произведения азербайджанских композиторов, и далее вспомнил, как на фестивале в Ниагаре (Канада) ему довелось быть свидетелем яркого доклада Лалы Гусейновой об азербайджанской музыке. Речь депутата Милли меджлиса Арифа Рагимзаде была лаконичной, но также эмоционально окрашенной, в частности, он отметил, что книга читается с большим интересом, в первую очередь благодаря тому, что выполнена не только со знанием дела, но и большой любовью к изучаемому предмету. Очень скромно выступила сама Лала Гусейнова. Выразив признательность за помощь в работе сотрудникам Союза композиторов, а также Госархива литературы и искусства, Азербайджанского государственного музея музыкальной культуры и Дома-музея Узеира Гаджибекова, она призналась, что ей выпало огромное счастье работать бок о бок с большими музыкантами, и весь этот опыт нашел отражение в ее труде.

Как и полагается в подобных случаях, презентация книги сопровождалась небольшим концертом. Он-то и оказался не просто ложкой дегтя в этом достойном мероприятии, но вопиющим контрастом всему тому, о чем говорилось с трибуны и что составляло пафос и содержание представляемого издания. Выступление Государственного квартета Азербайджана (Уран Сеидов, Солтан Мамедова, Вахтанг Иманов, Алексей Милтых) было ниже всякой критики и по уровню исполнения, и по отобранной программе, состоящей из весьма сомнительного качества переложений произведений Узеира Гаджибекова, Кара Караева, Тофика Кулиева, Акшина Ализаде. Впечатление было настолько тягостным, что его не могло сгладить последовавшее затем весьма живое исполнение (певицами Гюльназ Исмайловой, Сабиной Вахабзаде и пианисткой Малахат Исмайловой) дуэта из оперы Франгиз Ализаде «Интизар», завершившее музыкальную часть программы.

Вот и получилось, что в свете всего сказанного и показанного с экрана с неизбежностью возникали целый ряд вопросов. В частности, если подобный реверанс в сторону самых непритязательных вкусов осуществляется со стороны организации, призванной эти самые вкусы воспитывать, значит, существуют какие-то серьезные препятствия, тормозящие ее деятельность.

Может быть, не следует сгущать краски: в конце концов бывают непредвиденные ситуации и неудачные исполнения. Но проблема-то не в конкретном выступлении, а в общей тенденции, а именно, как кто-то удачно выразился, — во всеобщей «провинциализации» нашей культуры. Понятно, что явление это достаточно сложное и имеет объективные причины. Но кто как не Союз композиторов должен стараться этому противостоять. Например, почему в уютном концертном зале не должна исполняться музыка, рассчитанная в первую очередь на взыскательную оценку профессионалов. Почему не сделать подобные камерные концерты регулярными. Можно в этой связи вспомнить замечательный вечер, на уровне лучших европейских стандартов, имевший место в этом зале несколько лет назад с участием Ивана Монигетти. Опять же речь не об обязательном приглашении звезд, в конце концов и у нас есть хорошие музыканты, речь просто о тех строгих критериях отбора, которые должны отличать музыкальную элиту. Понятно, что в наше время все упирается в финансы, и получается, что для современной культуры проблема оказалась более сложной, чем пресловутая идеология в советские времена. Ведь даже в страшные сталинские годы на пленуме Союза композиторов 1948 года, посвященном осуждению Шостаковича, из среды азербайджанских музыкантов нашелся один, который выразил свое несогласие с решением партии. Этим человеком был молодой композитор Джевдет Гаджиев, ученик Шостаковича, и об этом пронзительном факте можно прочесть в книге Лалы Гусейновой. А еще эта книга начинается такими словами: «Художник и общество». Так, может, всем нам стоит серьезно задуматься об этом, в частности, о том, что любые общественные и музыкальные процессы немыслимы без усилий и инициатив конкретных личностей, от их выбора тех или иных ценностей

 

Лейла АБДУЛЛАЕВА, музыковед

 

Азербайджанские известия.-2012.-2 мая.-С.3