«Азербайджан — пространство симбиоза культур, религий и традиций, и это нашло отражение в искусстве»

 

Лейла Алиева, вице-президент Фонда Гейдара Алиева

 

В последнем выпуске авторитетного американского журнала Interview Magazine опубликовано интервью с вице-президентом Фонда Гейдара Алиева, инициатором международной экологической кампании IDEA Лейлой АЛИЕВОЙ. Темой ее беседы с председателем и главным аукционистом компании Phillips De Pury & Company Симоном де ПЮРИ стали выставки произведений искусства, новая волна архитектурного бума, а также экологическое движение — все отличительные черты современного развития Азербайджана. Представляем читателям сокращенный перевод данного интервью.

— Как приятно видеть вас по случаю открытия выставки «Полет в Баку». Я помню, моя жена Микаэла и я по вашему приглашению летом прошлого года были в Баку. Мы провели там только 36 часов, в течение которых посетили студии многих художников. И были рады этому, так как о современном азербайджанском искусстве известно очень мало. Поэтому проведение этой выставки было важным решением. И куратор выставки Эрве Микаэлофф — воистину прорицатель.

— На выставке представлены 21 художник и более 100 работ. Некоторые из авторов делают первые шаги в большом искусстве, другие довольно известны. Но интересно то, что большинство работ были специально подготовлены для этой выставки, так что они демонстрируются впервые.

— И вы намерены сделать так, чтобы после Лондона выставка побывала в других городах, не так ли?

— Да, мы планируем показать ее в Париже, Берлине, Риме, Москве и, надеюсь, в Нью-Йорке, а завершить в Баку, привезти ее домой, вероятно, в Музей современного искусства, который был открыт в 2009 году.

— Как вы думаете, что общего между этими художниками, помимо того, что все они из Азербайджана?

— Каждый из них по-своему индивидуален. Но поскольку все они из Азербайджана, их работы все-таки связаны со столицей, с Баку. В Азербайджане есть давние традиции искусства, так что эти художники выросли, опираясь на крупное культурное наследие. Если вы были в Гобустане, то, наверное, видели наскальные рисунки, которым тысячи лет. Азербайджан имеет очень богатое прошлое, берущее начало с древнейших времен. Наша страна — это пространство симбиоза культур, религий и традиций, и это нашло отражение в искусстве. Влияние Востока и Запада проявилось также в работах, представленных на выставке.

— У вас есть личные предпочтения?

— (смеется) Мне нравятся все работы. Но когда я в самом деле влюбляюсь в какую-то работу, то это случается сразу же, и такое произошло со мной лишь дважды. Как-то в Музее современного искусства в Баку я увидела работу Нияза Наджафова. Это было еще до того, как музей открылся, и помню, как глубоко меня впечатлила его работа. Во второй раз это было связано уже не с азербайджанским художником. Это произошло в вашей галерее, когда я увидела работу Джорджа Кондо.

— Вы были бы заинтересованы в показе его работы в Баку?

— Да, я хотела бы. Это два моих любимых из ныне живущих художников.

— Так как ваше интервью будет читать международная аудитория, считаете ли вы, что существует что-нибудь, чего они не знают об Азербайджане и что вы хотели бы им сказать? Мы ведем этот разговор здесь, в Лондоне, и я должен признаться, что я, прежде чем имел удовольствие встретиться с вами, мало что знал об Азербайджане, хотя Баку расположен всего лишь в нескольких часах полета из Лондона.

— Географически мы находимся на берегу Каспийского моря, прямо на границе между Востоком и Западом, Азией и Европой, что делает Азербайджан очень интересным. Мы — молодая страна с историческими традициями государственности. Только в прошлом году отметили двадцатилетие восстановления нашей независимости. Тем не менее, у нас очень древняя и богатая история. Немногие знают, что в Азербайджане женщины получили право голоса в 1918 году. Это было еще до Англии и США.

— А Швейцария? Это было задолго и до Швейцарии (смеется).

— К тому же первая светская школа для мусульманок была открыта в Азербайджане в 1901 году. Именно у нас были созданы первые опера и балет на Востоке. Так же как и первая демократическая республика на Востоке появилась именно в Азербайджане. Наша страна, поскольку расположена и на Западе, и на Востоке, известна своей открытостью и толерантностью. Это место, где можно увидеть рядом мечети, синагоги и церкви. Для нас никогда не существовало какой-либо проблемы во взаимоотношениях. Это уважение и искреннее отношение к другим культурам — нечто, что мы получаем при рождении. И я думаю, что это находит свое отражение в искусстве, работах, выставленных здесь сегодня.

— Когда я приехал в Баку, одним из сюрпризов для меня было то, что вы сами тоже художник. Эрве Микаэлофф сказал мне, что когда увидел ваши работы, то решил, что они должны стать частью выставки.

— Я рисую с тех пор, как помню себя. Я изучала искусство в школе и брала частные уроки, но никогда не получала художественного образования в традиционном смысле. Рисование — это непрекращающийся процесс образования, потому что чем больше ты рисуешь, тем больше понимаешь, как это делать и как делать это лучше. Обычно, как только я начинаю рисовать, то не могу остановиться, а иногда не могу заснуть, пока не закончу картину, потому что поглощена мыслями о ней. Я приготовила четыре работы специально для этой выставки. Не хотелось бы сравнивать себя с профессиональными художниками, но я старалась изо всех сил.

— Я заметил одно из ваших произведений на выставке, которое меня восхитило. Это — натюрморт, изображающий большой плод, который очень распространен в Азербайджане.

— Это гранат. Поскольку выставка называется «Полет в Баку», я хотела показать то, что ассоциируется с Баку. И такой гранат, как у нас, вы не сможете попробовать в другом месте. Вот почему я решила нарисовать его.

— Я также слышал о вас как о поэте…

— Я не поэт. Я просто пишу стихи с самого детства, для себя. Но вы не читали моих стихов, не так ли?

— Нет, к своему сожалению, должен признаться, что не читал. Однако я также слышал, что вы очень любите музыку.

— Люблю слушать музыку, причем разную. Традиционно, музыкальное искусство имело и сохраняет по сей день свою нишу в Азербайджане. Наш карабахский мугам — народная музыка со своей глубокой философией, традицией и историей. C другой стороны, вы, наверное, знаете, что мы выиграли песенный конкурс «Евровидение». Это большая победа для нас. Мы проведем следующий конкурс в Баку — в мае. Я с нетерпением жду его, и мы готовы к нему. Так как архитектура Баку является проявлением богатого исторического, внутреннего и духовного содержания столицы, хотелось бы отметить новую волну зодчества, поражающего воображение. Архитектурный ансамбль ряда пятизвездочных отелей, в том числе и первого отеля Four Seasons на постсоветском пространстве, планирующихся к открытию в этом году, впечатляют своей гармонией. Как и строительство Центра Гейдара Алиева, находящегося в стадии завершения под руководством Захи Хадид, однако уже вошедшего в мировую историю как истинный шедевр архитектуры. Так что этот год — действительно захватывающее время для нас.

— Эти разные формы искусства — изобразительное, архитектура, музыка, литература и даже мода — все объединены в вашем журнале «Баку». Все искусственные границы между различными сферами исчезают, и ваш журнал отражает этот дух.

— Мы начали издавать журнал четыре года назад в Москве. Его издание было моей мечтой, и в результате журнал обрел большой успех. В нем много говорится о культуре, музыке, искусстве, людях — не только об известных в Азербайджане, но и обычных личностях с интересной жизненной историей. Это издание стало близким и дорогим для многих людей, и вот почему я решилась и на английскую версию. Мы издаем ее с издательским домом «Конде Наст», так как они сразу же поняли идею. Хотя журнал и называется «Баку», он не только о Баку. Честно говоря, каждый выпуск — это как отдельное произведение искусства. В каждом выпуске мы стараемся представить читателям различных художников, показать их талант, познакомить с работами. В одном из номеров мы предложили господину Брейнуошу создать специальную иллюстрацию для журнала. Для другого номера мы пригласили в Баку Рича Симмонса, художника граффити — креативного уличного искусства. В Баку он создал интересные произведения.

— Это увлекательный взгляд на современную культуру. Он не похож на туристический путеводитель по Азербайджану, это точно.

— Я хочу, чтобы журнал был интересным для людей, которые никогда не были в Азербайджане и мало что знают о Баку.

— Это определенно повышает желание поехать в Баку. Как вам все это удается? У вас так много проектов. Одно дело — иметь хорошие идеи, другое — и это главное, — увидеть, как все эти идеи реализуются. Вы трудоголик?

— Я часто в перелетах, в основном между Баку, Москвой и Лондоном, другими городами. У меня двое детей, с которыми я стараюсь проводить много времени, так что иногда я устаю. Но удовлетворение от любимого дела компенсирует это. Так же, как, приехав сюда сегодня и увидев выставку, я понимаю, что оно того стоит, и просто хочу сделать еще больше. Это делает тебя таким счастливым и дает тебе столько энергии, что не хочешь останавливаться.

— Сколько лет вашим детям?

— Моим двум близнецам едва исполнилось по три года.

— Какова ваша пока неисполненная мечта? Я знаю, что вы уже реализовали многие из них, но есть ли еще что-нибудь, чего бы вы хотели достичь в последующие пять лет?

— У нас много проектов и идей. Мы начали экологическую кампанию Международного диалога в области охраны окружающей среды — IDEA (International Dialogue for Environmental Action). Основная цель — защита окружающей среды в регионах Азербайджана, просвещение молодежи, в частности детей. Чтобы сделать эту тему интересной, мы решили подойти к ней творчески. К примеру, в мае планируем провести интересное мероприятие с «большой пятеркой». «Большая пятерка» — это исчезающие виды животных на Кавказе: леопард, орел, медведь, волк и газель. Меня на эту инициативу вдохновил «Парад слонов» в Лондоне. Мы собираемся пригласить разных художников, не только из Азербайджана, но и со всего мира, для участия в проекте и показать свое видение «большой пятерки». Надеемся, что данная акция даст представление о животных, находящихся под угрозой исчезновения.

Еще один проект касается Девичьей башни, сооружения XII века в Ичери шэхэр в Баку. Когда началась реставрация башни, было обнаружено, что там находятся 200 гнезд черноголовых стрижей, мигрирующих птиц, живущих в Баку, но на лето улетающих в Южную Африку. Мы создали специальные гнезда для этих птиц, которые в противном случае потеряли бы их из-за реставрационных работ. Опять же для того, чтобы подойти к делу творчески, пригласили художников, чтобы превратить гнезда в нечто эквивалентное архитектуре. Так что данный проект — это окружающая среда и искусство, вместе взятые.

Кроме того, сейчас мы работаем над экранизацией романа «Али и Нино», очень известного и популярного не только в Азербайджане, но и за его пределами. Киноиндустрия — это совершенно новое поле деятельности для меня. Если мы реализуем данный проект, то это будет важным шагом для Азербайджана. Сам роман удивителен, потому что он действительно показывает, что Азербайджан представляет собой смесь культур, религий и традиций. И когда вы спрашиваете, какая у меня мечта на ближайшие пять лет, я действительно затрудняюсь ответить на данный вопрос.

— Мы всегда говорим: «Если вы хотите завершить что-то, то предоставьте это занятому человеку».

— На мой взгляд, чем бы ты ни занимался, надо быть искренне увлеченным и верить в успех. 

 

Азербайджанские известия. – 2012.  -14 апреля. – С. 1,3.