Азай ГУЛИЕВ, депутат Милли меджлиса: Все наши предложения о сотрудничестве были приняты.

 

На прошлой неделе в Москве состоялась встреча представителей гражданского общества Азербайджана и России. Какие вопросы на ней обсуждались, в каких направлениях предполагается осуществлять сотрудничество третьего сектора двух стран, о каких конкретных проектах шла речь? Об этом и многом другом — в беседе корреспондента «Азербайджанских известий» Элеоноры АБАСКУЛИЕВОЙ с главой Совета по господдержке НПО, депутатом Милли меджлиса Азаем ГУЛИЕВЫМ.

— Учитывая широкий спектр азербайджано-российского взаимодействия, чем вы объясняете отсутствие партнерских отношений между гражданскими обществами наших двух стран?

— Вряд ли наши нынешние переговоры в Москве стоит оценивать как следствие отсутствия отношений между институтами гражданского общества. Контакты, безусловно, имели место и раньше, в общем русле азербайджано-российских связей. Однако надо признать, что в них существовали определенные пустоты, от которых надо было избавляться. Гражданское общество в каждой из наших стран вступило в новый этап, вызывающий необходимость конкретизации сотрудничества, создания координирующего центра совместной работы. На нашей встрече с Михаилом Островским, первым заместителем председателя Общественной палаты РФ, речь шла о том, что институтам гражданского общества следует изучить применяемую обеими сторонами успешную практику общественного контроля на национальном, региональном и местном уровнях с тем, чтобы усилить это направление. Вторая важная линия взаимодействия — участие неправительственных организаций в обеспечении мира и стабильности в регионе. По итогам обсуждений за «круглым столом» был очерчен круг вопросов, представляющих взаимный интерес для совместной деятельности на ближайший год, намечен перечень совместных проектов и т.п.

— С чем связана необходимость установления нами более тесных связей в этой сфере?

— Во-первых, Россия — наш ближайший сосед и стратегический партнер, а также государство, имеющее серьезное влияние на Южно-Кавказский регион. Во-вторых, у нее большие возможности влияния на Армению. Не учитывать эти факторы невозможно. Поэтому у нас должны быть связи и взаимодействие во всех областях, открытых для сотрудничества. И в этом я вижу значение нашей нынешней поездки в Москву.

— Ваша делегация поехала в Москву с конкретными предложениями?

— Подготовленный нами список, хотя и состоял всего из полтора десятка предложений, тем не менее, отличался своей значимостью. Это и проведение грантовых конкурсов для финансирования проектов в будущем году, представляющих интерес как для российских, так и для азербайджанских неправительственных организаций. Среди них можно назвать важный для обеих сторон проект по соблюдению и защите прав национальных меньшинств. Это и поддержка друг друга в международных организациях.

Наш Совет по господдержке НПО, учитывая важность урегулирования нагорно-карабахского конфликта, предложил Общественной палате России содействовать организации встреч между азербайджанской и армянской общинами Нагорного Карабаха.

— И как была встречена эта идея?

— Принимающая сторона заявила о том, что по инициативе Общественной палаты РФ в феврале этого года в Москве уже состоялась встреча азербайджанской и армянской общин с участием послов, аккредитованных в РФ. Однако мы подчеркнули, что встречи двух общин Нагорного Карабаха, которые предлагаем проводить, — это несколько другое, и что нам как представителям гражданского общества кажется достаточно важным создание диалоговой площадки для азербайджанцев и армян, десятилетиями живших бок о бок. Пришлось напомнить о том, что, как известно, территория Нагорного Карабаха оккупирована Арменией и что определение его статуса в одностороннем порядке противоречит международным нормам. Таким образом нам удалось убедить коллег включить тему содействия урегулированию нагорно-карабахского конфликта в проект плана на следующий год.

— Какие еще были предложения?

— Еще одним нашим предложением, получившим поддержку, стала идея организации неправительственными организациями двух стран мониторинга и экзит-пола во время выборов в России и Азербайджане. Часть наших инициатив касалась оказания помощи азербайджанской диаспоре, живущей в России. Тема предотвращения конфликтных ситуаций на национально-этнической почве волнует и нас, и российскую сторону. Мы предложили создать из представителей НПО обеих стран рабочую группу, в которую бы входили правозащитники для участия в их расследовании. Российская сторона призналась в том, что испытывает определенные трудности в отношении таких ситуаций.

Еще одним позитивным шагом на этом пути мы считаем создание групп из представителей НПО под названием «Друзья России и Азербайджана». Они могли бы заниматься широким спектром задач, в том числе оказанием содействия живущим в России азербайджанцам по их интеграции в местное общество. Среди других аспектов их деятельности — предотвращение пропаганды национальной и религиозной нетерпимости, радикального национализма в отношении азербайджанцев и русских и др.

Мы предложили также открыть с помощью неправительственных организаций бесплатные курсы русского языка для азербайджанских мигрантов, прибывших в Россию, и аналогичные курсы для русских, проживающих в нашей стране.

Был еще один важный вопрос, вносящий ненужную напряженность в отношения двух стран, который мы предложили решить совместными усилиями. Речь идет о прохождении грузового транспорта на азербайджано-российской границе через таможенный пункт Самур. Машины простаивают там сутками, водители жалуются на грубое обращение сотрудников. Мы считаем и сказали об этом во время переговоров, что для решения проблемы надо организовать общественный контроль над ситуацией — его могли бы осуществлять представители НПО обеих стран. Обсудили и совместную работу в сфере экологии, ведь мы совместно с Россией используем воды Каспия и реки Самур. Есть и гуманитарная составляющая, когда мы совместно финансируем проекты, связанные с классической и современной культурой. Словом, предметов обсуждения было достаточно.

— Как вы считаете, разговор получился?

— Несомненно. На заседании за «круглым столом» шел обстоятельный разговор о вкладе гражданского общества в развитие азербайджано-российских отношений, о том, что могут сделать неправительственные организации для их развития и упрочения. Выступавшие подчеркивали значимость деятельности гражданского общества и необходимость ее интенсификации Общественной палатой России и Советом по господдержке НПО при президенте Азербайджанаожно сказать, что все наши предложения были приняты российской стороной. Было решено создать рабочую группу по четыре человека от каждой стороны для подготовки на основе обсужденных предложений совместного плана действий в будущем году. На март 2013-го запланирован визит представителей Общественной палаты в Баку, в ходе которого намечается уже подписание меморандума о сотрудничестве между Советом по господдержке НПО и Общественной палатой РФ. Мы поддержали предложение Общественной палаты по созданию Координационного совета из представителей НПО России, Азербайджана и Турции. С последней, как известно, у нас прочные связи, это братская страна, сотрудничество с которой выгодно для всех участников проекта. Одобрено было и наше предложение проводить раз в два года азербайджано-российские форумы НПО в Баку и Москве.

Элеоноры Абаскулиева

Азербайджанские известия.- 2012.- 27 ноября.- С.-1,2