Явление Физули

 

Свой юбилей отмечает один из самых знаменитых памятников нашей столицы

 

 

Вот уже полвека нашу столицу украшает монументальный, величественный памятник корифею мировой литературы Физули. Он стал одним из ярких символов Баку, а также смысловым центром композиции одноименной площади в самом центре города. Физули — один из выдающихся представителей азербайджанского народа, тюркского мира. Этот гениальный поэт-лирик считается величайшей фигурой в классической литературе Востока.

Сейчас Баку невозможно представить без монументального памятника Физули, установленного в сквере на площади его же имени, перед зданием Азербайджанского государственного академического национального драматического театра. А история его создания такова.

В 1958 году в Советском Союзе широко отмечался 400-летний юбилей Физули. Была выпущена почтовая марка с его портретом. Тогда же было принято правительственное решение о проведении конкурса и возведении монументального памятника на Театральной площади, перед зданием строящегося нового здания Аздрамы.

По итогам конкурса первую премию получили молодые скульпторы Токай Мамедов и Омар Эльдаров. Этому успеху предшествовали долгие дни создания набросков, макетов с различными композиционными решениями статуи, постамента, пьедестала, творческое решение их увязанности, а также архитекторская работа Гаджи Мухтарова.

Поиски углубленной психологической характеристики образа Физули переплелись со стремлением к выразительности силуэта. И скульпторам удалось создать возвышенный и индивидуально своеобразный образ, отличающийся большой пластической красотой.

Монумент создавался в расчете на обозрение с нескольких точек зрения (общая высота памятника — 11 метров, самой же фигуры — 5,5 метра). Находясь в сквере на скрещении трех магистральных улиц, памятник органично вошел в ансамбль тогдашней Театральной, а ныне площади Физули, которая, к слову, и сейчас, почти полвека спустя, находится в процессе своего окончательного формирования.

Памятник занимает центральное положение по отношению к площади, в планировке сквера умело использован рельеф, очень органически связан с монументом примыкающий к нему спереди прямоугольный низкий бассейн.

Скульпторы добились певучести, плавности и компактности в линиях силуэта. Старинная одежда трактуется крупными, мощно вылепленными складками. Уравновешенное, ясное композиционное построение, величаво спокойная стать — все это придает памятнику значимость и монументальность. Все в нем взаимосвязано, каждая деталь дополняет другую. Фигура поэта, исполненная торжественной величавости и глубокой жизненности образа, составляет неразрывное целое с пьедесталом, постаментом.

Прекрасно сочетаются бронза памятника, отшлифованная верхняя часть гранитного пьедестала и неотшлифованная нижняя ее часть. Огромная необработанная глыба розоватого гранита производит впечатление естественной скалы, из которой выступают горельефные фигуры Лейли и Меджнуна.

Прекрасен в своей женственности образ Лейли. Моделировка лица и фигуры исполнена плавными текучими переходами. Безупречно правильные черты лица, мягкие очертания плеч и рук, глубокая одухотворенность переданы с большой пластической силой. Жест левой руки, бессильно опущенной вниз, исполнен грусти, правая — слегка поддерживает голову. Покрывало, наброшенное на голову, мягкими складками обрамляет ее и ложится на плечи, придавая еще большое очарование фигуре, необычайно цельной и пластичной.

Мягкости образа Лейли противопоставлен исполненный скрытого драматизма образ Меджнуна. Спокойствие Меджнуна только внешнее, внутренне он весь напряжен, что подчеркнуто всем разворотом сильного мускулистого тела юноши, напряженными кистями рук. Он весь во власти охватившей его суровой скорби, левая рука закинута за голову, в немом отчаянии склонена голова, опечаленное лицо полно невысказанной тоски. Кажется, что скованная сила не находит выхода для своего проявления.

Скрытое беспокойство подчеркивается и фигурой льва у ног Меджнуна. Контраст грациозной женской фигуры с полной скрытой силы мужской усиливают необработанные части гранитной скалы — ее шероховатая, бугристая поверхность тоже создает напряженное беспокойство. В образах Лейли и Меджнуна скульпторы художественно воплотили силу и глубину самого светлого человеческого чувства — чувства земной любви, воспетой Физули.

Токай Мамедов и Омар Эльдаров трудились над этим памятником с полной творческой отдачей. И их работа получила заслуженное признание — за памятник Физули в 1963 году авторы были удостоены серебряных медалей Академии художеств СССР. А еще раньше, 2 июня 1962 года, в торжественной обстановке состоялось открытие памятника великому азербайджанскому поэту-мыслителю Мухаммеду Физули.

Низами АГАЕВ

Азербайджанские известия.- 2012.- 26 сентября.- С.-3