Улькер ИСАЕВА, соучредитель благотворительной организации ASAAP: «Mне очень важно чувствовать себя активной и полезной»

 

Все больше представительниц прекрасного пола занимают ответственные должности в самых разных сферах, и успешные женщины в политике, науке, экономике Азербайджана — уже не исключение. В их числе и HR-директор и преподаватель университета «Хазар», соучредитель некоммерческой благотворительной организации ASAAP Улькер ИСАЕВА. О себе и своих успехах она рассказала в интервью 1 news.

Улькер, как получилось, что в процессе учебы вы поменяли аж четыре страны — Азербайджан, Америку, Турцию и Англию?

— Дело в том, что я изначально поступила в университет «Хазар» на факультет международных отношений. Но спустя год поняла, что выбранное мной направление — это не то, чем я хочу заниматься всю жизнь. Стала искать выход и пришла к выводу, что изучать психологию лучше всего в Америке — в то время должного уровня преподавания психологии в Азербайджане еще не было. Так я поступила в Santa Monica College в Лос-Анджелесе, затем продолжила обучение в Турции, в Bogazici Universitesi, а магистратуру уже окончила в Йоркском университете в Англии.

— Сегодня вы — практикующий психолог?

— Сегодня я — иногда практикующий психолог (улыбается). Потому что в первую очередь — я преподаватель в Департаменте психологии университета «Хазар» и HR-директор. Но пациентов, которых психологи обычно называют клиентами, принимаю, если вижу, что случай интересный. Другими словами, сегодня психологическая практика — для меня не способ заработать деньги. Я провожу также различные психологические тренинги для тех или иных компаний.

— Получается, что вы каким-то образом предвидели всплеск интереса к психологии в нашей стране.

— Нет, я думаю, это просто совпадение. Тем более что в будущем я вижу себя больше в академической сфере: мне очень нравится именно преподавать. Ведь сегодня сама форма обучения очень резко отличается от той, что была еще 15 лет назад.

Она все больше приобретает интерактивную форму, когда ученики с учителями постоянно находятся в некоем диалоге. Проводятся игры, упражнения, студенты работают над какими-то проектами — все это очень динамично, интересно, познавательно.

— А что конкретно вы преподаете?

— В основном психопатологию и психотерапию, начиная с психоанализа и поведенческой терапии, о которой до сих пор в Азербайджане очень мало знают. На самом деле во всем мире уже давно преподают самые разные направления психологии, и каждый психолог выбирает то, которое ближе ему самому. Я же практикую в когнитивно-поведенческой терапии. Попросту говоря, я пытаюсь направить каждого человека, помочь ему понять связь между его мыслями и последующими событиями в его жизни, ведь мысли предшествуют тем или иным поступкам. И меняя мысли, можно менять поведение и в итоге — жизнь.

— При этом вы еще занимаетесь социальными проектами.

— Да, я социально активный человек. Три года назад мы — я, Мадина Ахмедова, Фатимa Ибрагимбейли и Джамиля Вердиева — создали благотворительную организацию ASAAP (Azerbaijan Social Aid & Awareness Program). Первым нашим проектом сталo мероприятие, посвященное Дню борьбы с лейкозом, который отмечается 15 февраля. За день до этого, как известно, свой праздник отмечают влюбленные. Так и родилась идея проекта Share your love («Поделись своей любовью»), в котором мы призывали людей подарить в этот день частичку своей любви больным лейкемией детям.

В промоклипе, с которым нам помогли наши друзья, снялись многие азербайджанские знаменитости. Он набрал огромное количество просмотров за короткое время, мы смогли собрать достаточную сумму уже на первом же мероприятии, и все это нас очень вдохновило! Мы решили подойти к делу конкретно: пусть лучше мы поможем трем-четырем малышам, но доведем дело до их полного выздоровления. Поэтому этот проект продолжается до сих пор: дети выздоравливают, слава Богу, но есть другие, кому мы можем помочь.

Нас в нашем проекте всего четверо, но людей, которые нам помогают, — тысячи. Мы собираем деньги, которые идут на покупку лекарств и оплату каких-то медицинских процедур. Кроме того, постоянно ищем организации, которые могут оказать помощь как конкретному ребенку, так и готовы к сотрудничеству с нами на долгосрочной основе.

— А как находите своих подопечных?

— Первых трех малышей мы нашли на сайте leykoz.az. А потом, когда нас уже узнали и родители, и сотрудники медицинских учреждений, они сами стали нас находить. К сожалению, мы можем заботиться одновременно лишь о 3-4 детях. Правда, ASAAP реализует и другие проекты: мы работаем с воспитанниками детдомов и интернатов, привлекаем взрослых в программу «Старший брат» и «Старшая сестра». Суть ее в том, что те, кто желает принять участие в жизни этих детей, проводят с ними время, учат чему-то полезному, вывозят в зоны отдыха и аквапарки, водят в кино…

— Как у вас на все хватает времени? Ведь вы еще и молодая мама.

— Времени как раз не хватает. Но я не представляю своей жизни иначе. Mне очень важно чувствовать себя активной и полезной, чтобы ощущать себя полноценным и счастливым человеком.

— Ну а отдыхаете вы тоже активно?

— Нет. Вот здесь все с точностью до наоборот. Возможно, для баланса (смеется).

— Согласны ли вы с тем, что сегодня женщинам намного легче строить карьеру, нежели, скажем, лет 15 назад?

— Я согласна, что сегодня в сознании женщин произошли какие-то перемены. Но вот еще в начале 2000-х, когда я была студенткой, большинство девушек поступали в институт не ради получения профессии, а ради диплома — как одного из главных составляющих приданого. Помню, что среди моих ровесниц большинство было или уже замужем или обручены, или вообще ждали ребенка. Сегодня девушки поступают в университеты ради знаний, они действительно хотят учиться и получить профессию. Они более уверенно смотрят в будущее, в том числе и потому, что сегодня женщине легче устроиться на работу.

— Как вы, человек, проживший определенное время за границей, можете сравнить степень свободы женщины в Азербайджане и за его пределами? Чего, на ваш взгляд, у нас еще нет, а в чем, быть может, есть плюсы?

— Плюсы в том, что все-таки у нас в стране женщина, становясь самостоятельной, не переходит ту тонкую грань, которая переводит ее в категорию феминисток. То есть наши женщины умудряются оставаться женственными дома и жесткими в бизнесе или на работе. А что касается минусов — это, скорее, отношение общества к одиноким женщинам — и тут не важно, разведена она или просто не вышла замуж. До сих пор, увы, все еще имеют место стереотипы о том, что женщина должна быть непременно при муже, а ее основная задача — это родить и воспитать детей. И женщине, которая волею судьбы осталась одна, весьма сложно не только выживать, но и бороться с определенным негативным отношением к себе. И это — очень печально. Ведь на дворе все-таки XXI век. Женщина не должна никому доказывать, что она — «тоже человек».

Мне и моим сестрам повезло в том плане, что нас отец готовил к любым жизненным обстоятельствам. Он всегда нам вроде бы в шутку говорил: «Вы выйдете замуж только после 25 лет, потому что если завтра что-то случится, вы не должны оставаться без куска хлеба. У вас должны быть профессия и возможность зарабатывать самим». Так получилось, что мы действительно создали семьи после достижения 25-летнего возраста, и с годами я понимаю, что отец был прав.

 

Азербайджанские известия.- 2014.- 26 июля.- С.1-2.