«Перл поэзии, музыки и танца»

У Ольги Голицы и Яна Вани, похоже, появилось  немало поклонников в Баку

 

Великолепная постановка балета «Жизель» А.Адана с дебютным выступлением интернационального дуэта — примы-балерины Украинского театра оперы и балета, обладательницы золотых медалей и четырех первых премий международных конкурсов артистов балета Ольги Голицы и ее партнера — лауреата международных конкурсов балета, чешского танцора Яна Вани — состоялась на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета. Написанный почти 150 лет тому назад, впервые исполненный великой Карлоттой Гризи и высоко оцененный еще своими современниками (П.И.Чайковский называл балет Адана «перлом поэзии, музыки и танца»), балет, подобно «обязательной программе», прочно вошел в репертуар всех театров мира, а партия Жизель стала одной из лучших для многих выдающихся балерин.

И сюжет балета, несмотря на трагическую составляющую, все же окрашен в светлые тона (просветленная печаль). Сюжет прост — о любви крестьянской девушки Жизель к простолюдину Альберту, который, как выясняется позже, не только граф, но и жених красавицы-дворянки. Радужный мир Жизели рушится с разоблачением графа лесничим Гансом. Жизель сходит с ума и умирает. Альберт, не в силах забыть Жизель, приходит ночью к ее могиле, где вилисы (души обманутых и умерших девушек) во главе с их непреклонной предводительницей Миртой вовлекают юношу в смертельный хоровод, но появившийся светлый дух Жизели защищает и спасает Альберта от неминуемой гибели.

Украинская прима уже успела порадовать отечественных балетоманов в партии Одетты-Одиллии из балета «Лебединое озеро». В исполнении ею Жизели было все просто, естественно и в то же время невероятно красиво. В первом акте ей удалось создать очень достоверный образ кроткой, доверчивой и в то же время лучезарной Жизели, которую нельзя обманывать, — ее хрупкое сердце и сознание не выдерживают лжи. И была летучая сильфида во втором акте, которая, несмотря на свою хрупкость и беззащитность, ради спасения любимого бросает вызов всесильной повелительнице Мирте. Изысканная грация балерины проявлялась в изгибах рук, в наклонах головы, в парениях и взлетах, в бесшумном беге. А мягкая властная линия Adagio будто манила не только Альберта, но и весь зрительный зал.

Безусловно, в балете «Жизель» очень многое определяет заглавная партия. Ее исполнительница — это своего рода интерпретатор всего спектакля — его стиля, «тональности». Но и мужская партия содержит интересные особенности. Она привлекает на протяжении всего спектакля тем, что и образ Альберта дан в развитии, в образной трансформации. Подкупающая искренность и простота, динамизм чувств — все это грани роли графа в исполнении Яна Вани, преображенного истинной любовью. Ян Ваня создал запоминающийся образ легкомысленного и впоследствии раскаявшегося юноши, перетягивая порой зрительское внимание на себя, что довольно сложно сделать рядом с такой блистательной партнершей, как Ольга Голица.

В спектакле были заняты и ведущие солисты балетной труппы театра: Эльмира Микаилова в партии холодной и непреклонной повелительницы вилис Мирты, Макар Ферштандт в роли ревнивого и отвергнутого лесничего Ганса и великолепный октет подружек Жизели — Алсу Гимадиева, Сабина Гаджидадаш, Юлия Ферштандт, Вероника Аразова, Фаиля Болгарова, Елена Черноусова, Тамилла Мамедзаде и Сельминаз Мирзоева.

В целом, все в этой постановке работало на спектакль. Он смотрелся на одном дыхании. А восторженный прием публикой Ольги Голицы и Яна Вани во время финального поклона свидетельствовал о том, что в Баку появилось немало поклонников этого замечательного дуэта.

  Улькяр АЛИЕВА

Азербайджанские известия.- 2014.-  29 октября.- С.-3