Страстный голос Кармен

Чинара Ширин успешно дебютировала как меццо-сопрано в прославленной опере Бизе

Аншлаг, который собрала постановка на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета оперы «Кармен» Жоржа Бизе, объясним. Повышенный интерес был вызван сразу двумя факторами. Во-первых, «Кармен» по праву считается шедевром оперного искусства и входит в топ-лист самых популярных опер в мире. Во-вторых, интригой спектакля стало выступление молодой солистки театра Чинары Ширин в новом, непривычном для нее репертуаре. Чинара Ширин — исполнительница ведущих сопрановых партий на сцене Азербайджанского академического театра оперы и балета в спектаклях «Аида», «Тоска», «Сельская честь», «Севиль» и т.д. Однако на сей раз обладательница драматического сопрано пела партию Кармен, написанную для меццо. Столь интересная метаморфоза с диапазоном голоса была не случайной. Вокалистка проходила стажировку в Музыкальной академии Милана, специалисты которой определили, что голос ее имеет явную склонность к более низким обертонам. Что ж, и такое случается в вокальной практике.

Переучивать весь репертуар, естественно, весьма сложно. Но успешный дебют певицы в партии Кармен еще раз показал, что усилия ее не прошли даром. Чинара Ширин — обладательница счастливой внешности: статная, эффектная, но на этом точки соприкосновения амплуа певицы с образом Кармен не заканчиваются. На месте, что называется, были и голос (обволакивающе-жгучий с полётными верхами), и великолепная музыкальность, и страсть, и темперамент. Некоторое напряжение чувствовалось лишь в первом акте, которое можно объяснить дебютным волнением. Но уже со второго акта появились легкость, бриозность во всем — в голосе, движениях.

Ну а каким роскошным оказался последний акт! На сцене разыгралась настоящая коррида низменных человеческих страстей, не освященная теплом самоотверженности и светом доброты. Ее отставной возлюбленный Хосе (народный артист Украины Андрей Романенко) до последней минуты не может решиться на отчаянный шаг, и лишь когда красавица Кармен поворачивается к нему спиной, выражая свое презрительное пренебрежение, он не может снести обиды. Хозе убивает Кармен не из ревности, а от чувства оскорбленного достоинства, от обиды за то унижение, которому она его подвергла.

А вот Хозе в исполнении Андрея Романенко оставил неоднозначное впечатление. Только в четвертом акте украинский тенор смог показать того Хозе, которого ждали зрители. Романенко запомнился по своему бакинскому дебюту в опере «Дон Карлос» Джерди, но на сей раз выступление получилось не вполне убедительным, особенно при исполнении одной из красивейших и знаменитейших арий с цветком La fleur que tu m’avais jetee («Видишь, как свято храню цветок, что ты мне подарила»). В арии не было ни пластичности в мелосе, ни страстной полетности. И в целом голос украинского тенора выглядел несколько подуставшим.

Зато порадовали наши отечественные исполнители. Бас Али Аскеров, как всегда, был великолепен в партии капитана Цуниги. Инара Бабаева — традиционная, нежная и вызывающая расположение «девушка в голубой косынке» — Микаэла. Антон Ферштандт уверенно звучал в партии Эскамильо. А крепкое сопрано Гюльназ Исмайловой (Фраскита) выделялось даже в знаменитом квинтете контрабандистов.

Особо бы хотелось отметить оркестр, в котором были слышны и пасторальные красоты, и знойные испанские страсти, и зажигательная фиеста, предваряющая корриду, что, безусловно, заслуга не только самих музыкантов, но и маэстро Эюба Гулиева, осуществлявшего музыкальное руководство спектаклем.

Зиба AЛИEВА

Азербайджанские известия.- 2015.- 22 апреля.- С.- 3