Полад БЮЛЬБЮЛЬОГЛУ, народный артист Азербайджана: «Буду оптимистом и скажу, что самый мой большой успех еще впереди»

Сегодня Чрезвычайному и Полномочному Послу Азербайджана в России, замечательному композитору и исполнителю, народному артисту Поладу БЮЛЬБЮЛЬОГЛУ исполняется 70 лет. О том, с каким настроением и идеями встречает эту знаменательную дату, в преддверии юбилея он рассказал в интервью Day.az.

Полад муаллим, говорят, что 60 лет — это молодость старости. А что такое 70 лет? Каким вы представляли себя в этом возрасте, скажем, 50 лет назад?

— Я не могу ответить на этот вопрос, потому как не чувствую себя на этот возраст. Даже вот в Москве перед концертом, стоя возле огромной, восьмиметровой афиши в зале Чайковского, на которой было написано «Полад Бюльбюльоглу-70», я подумал — неужели это про меня? (смеется). Что касается того, каким я себя представлял в этом возрасте, то честно скажу — в 20 лет я об этом вообще не думал, так как тогда даже 50-летние казались нам глубокими стариками! Но сейчас понимаешь, что 70 лет — нормальный рабочий возраст для очень многих.

— Ваш старший сын Теймур между музыкой и бизнесом выбрал второе. На чем чаще останавливается ваш младший сын Муртуза, выбирая между играми на айфоне или айпаде и занятиями на пианино?

Муртуза тоже ходил в музыкальную школу вначале, как говорится, из-под палки, но сейчас уже сам проявляет интерес к дирижированию. В неделю раз ходит отдельно к педагогу, сам садится за фортепиано, так что интерес к музыке у него, по крайней мере, не меньше, чем к компьютерным играм. Я на детей не давлю, но не скрою, что был бы рад и счастлив, если бы Муртуза стал продолжателем нашей музыкальной династии. Что касается айфонов и айпадов, то это всеобщая болезнь, но я рад, что мой сын «болеет» ею не так сильно, как многие его ровесники.

— Давайте ненадолго обратимся к вашему детству. Какой была ваша любимая игрушка? Кто были ваши любимые книжные герои?

— Наверное, первой любимой игрушкой стал мотоцикл. Мой отец как-то привез мне с гастролей игрушечный мотоцикл с коляской — он был на пружине, заводился и самостоятельно проезжал эдак метра полтора-два. Но для нас, детей, это тогда казалось огромным расстоянием, и ребятня со всего двора сбегалась посмотреть на этот мотоцикл, когда я его выносил на улицу! А потом отец привез мне из Москвы велосипед «Орленок». На нем была фара с «динамкой» и самое главное — сзади был отражатель! И снова ребята со всего двора сбегались посмотреть на велосипед, вернее, на этот отражатель. Это было в 50-е годы, и для того времени такие вещи были, конечно же, в диковинку, все это было необычно для всех нас.

Главное отличие того времени от нынешнего — это как раз то, что мы очень много читали. Одной из любимых была книга «Два капитана». Помните лозунг оттуда — «Бороться и искать, найти и не сдаваться»? Ну а главными героями для меня были Васек Трубачев, герои книги «Таинственный остров», да и вообще всех произведений Жюля Верна.

Это мушкетеры Дюма, которых мы представляли мысленно, а не посмотрев фильм. И то, что сейчас дети все меньше и меньше читают, — это огромная проблема, которая наше поколение в целом и меня в частности не может не беспокоить.

— Расскажите о себе, используя только прилагательные.

— Нет, пусть так меня оценивают со стороны. Хотя еще отец мне говорил, что на небе висит камень, который упадет на голову тому, кто собой недоволен. И если он до сих пор не упал, значит, все собою довольны! (смеется) Очень сложный вопрос, но попробую на него ответить.

Я бываю разный — добрый, сердитый, благожелательный, резкий, требовательный, одним словом — разный, впрочем, как и все Водолеи.

— Что бы вы хотели изменить в себе, но вам никак это не удается?

— Куда в 70 лет меняться — поздно уже. Так что во мне уже ничего не изменишь, как бы я и сам ни старался для этого.

— Назовите самый большой успех и самую большую ошибку в вашей жизни?

— Буду оптимистом и скажу, что самый мой большой успех еще впереди. А что касается ошибок, то от них никто не застрахован, и в моей жизни, как и в жизни каждого, были ошибки. Много было ошибок. Но не ошибается тот, кто ничего не делает.

— Если бы повторились последние десять лет вашей карьеры, что вы сделали бы по-другому?

— Ничего. У Дементьева есть прекрасное стихотворение «Никогда ни о чем не жалейте». И я не жалею ни о чем, что сделал за это время, чтобы еще попытаться что-то изменить.

— Что может испортить вам настроение на весь день, расстроить?

— Сейчас, когда утром и вечером смотришь телевизионные новости, то думаешь, что мир сошел с ума. Радуют только дети — когда у них какие-то успехи, радуешься вместе с ними. А смотришь телевизор... то где-то расстреляли десять человек, то где-то взорвали пятнадцать, где-то рухнул вертолет, где-то пропал самолет. И так с утра до вечера! И что самое ужасное — мы привыкли к этому. Привыкли!.. Хотя течет кровь, кровь людей, которые еще вчера, так же, как и мы, гуляли по улице и наслаждались жизнью. А мы воспринимаем это просто как новость. И подобные новости, конечно же, расстраивают.

Еще больше меня удручает подача этих новостей, вернее, тенденция, которая прослеживается сейчас в мировых новостях. К примеру, в тот день, когда в Париже расстреляли 12 человек, в Ираке от взрыва бомбы погибли 30, а где-то в Африке, в какой стране точно не помню, — еще 70. Но последние события остаются в новостях где-то на заднем плане, и тот же «Евроньюс» выпячивает только новость из Парижа. А что, остальные погибшие, которые в других странах, — это не люди? Или у них вместо крови что-то другое течет?.. Такая подача новостей тоже, мягко говоря, нервирует.

— Ваша трудовая деятельность, что называется, многим на зависть — вы композитор, певец, актер, народный артист, профессор, дипломат. Были директором филармонии, министром культуры, сейчас Чрезвычайный и Полномочный Посол. А есть такая профессия, в которой вы себя просто не видите и ни за что бы не пошли работать в эту сферу?

— Я не знаю о других профессиях — с детства как-то было предопределено, что я стану музыкантом. Еще с октябрятских времен я был председателем совета отряда в нашем классе, потом стал председателем совета дружины уже школы, потом был секретарем комсомольской организации. Так что активная общественная работа тоже была мне не чужда.

Азербайджанские известия.- 2015.- 4 февраля.- С.- 1-3