Единство — в многообразии

Важнейшей чертой современного востоковедения стал интерес к общественно значимым темам

 

В Центральной научной библиотеке (ЦНБ) Национальной академии наук состоялась презентация новой научной программы Сети азербайджанских востоковедов-арабистов. В ней приняли участие и представители Кувейта, Палестины, Египта, Ирака, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов, Марокко, Королевства Саудовской Аравии, Ирана и др.

Совместная с ЦНБ программа по стажировке для студентов и магистров предназначена прежде всего для студентов и магистров, получающих образование на персидском и арабском языках. В ней приняли участие 42 студента различных вузов страны, которые успешно прошли отборочный тур. В ходе практики, которая завершилась неделю назад, студенты смогли ознакомиться и принять участие в документировании и архивации арабских и персидских источников Фонда восточной литературы ЦНБ. Успешно завершившие обучение студенты получили сертификаты.

По словам вице-президента НАНА, академика Исы Габиббейли, присоединившись к этой инициативе, азербайджанские востоковеды, бесспорно, обогатят и собственный опыт.

Библиотечный Фонд восточной литературы насчитывает более 75 тысяч документов. Это — книги, уникальные научные сборники по древней и новой истории народов Востока, а также — по лингвистике, литературоведению, религии, философии, искусству. Поступили они в архивы фонда из многих стран, и не только восточных — Турции, Ирана, Ирака, Египта, Кувейта, Сирии, ОАЭ, Германии, США. Ценные документы собирались в течение нескольких лет и поступили в книгохранилище посредством взаимообмена. Кроме того, в архивах фондах хранятся фотоиллюстрации и старые, датированные периодом до 1920 года, микрофильмы и более 60 дореволюционных книг.

Сегодня востоковедение как сфера гуманитарного знания приобретает все большую актуальность. Восток занимает все более заметное место в мире, оказывая активное и значительное влияние на процессы политической и экономической глобализации. Востоковеды традиционно составляли элиту гуманитариев; относительной стабильности развития их области знания могли позавидовать коллеги из смежных научных сфер.

Как отметил в своем выступлении на презентации программы декан богословского факультета и завкафедрой арабской филологии БГУ, действительный член НАНА Васиф Мамедaлиeв, если представить историю востоковедения в самом упрощенном виде, то эта дисциплина как совокупность научных дисциплин, изучающих историю, экономику, литературу, языки, искусство, религию, философию, этнографию, памятники материальной и духовной культуры стран Востока, прошла большой путь развития. «Эпоха глобализации со всеми ее пока еще мало изученными плюсами и минусами наполняет востоковедение — и национальное, и всемирное — новым содержанием, — заявил он. — Начинается новый этап развития науки о Востоке — и наши ученые призваны сказать свое слово в этом сложном процессе».

Классическое востоковедение (прежде всего арабистика) имеет давнюю историю, когда по многочисленным арабским рукописям, создававшимся с VIII века, стали изучать историю человеческой цивилизации. По словам председателя Сети азербайджанских арабистов Айнур Заррин-тадж, даже мы свою историю того периода (VIII-XIII вв.) изучаем по тем рукописям. «Один только пример: долгое время считалось, что азербайджанская литература начинается с «Китаби Деде Горгуд», а арабисты доказали, что гораздо раньше», — подчеркнула она.

Специалисты утверждают, что человечество всегда составляло единое целое, какие бы войны ни происходили и какое бы отчуждение ни вызывали. Развитие попеременно шло с востока на запад, с запада на восток. Если бы не восточные ученые, богатая некогда древнегреческая цивилизация была бы утеряна. Культура ее дошла до нас в арабских переводах. А труды Аристотеля, Платона? Все оригиналы были утеряны, а восстановлены — через арабские переводы.

В последние десятилетия вестернизация стран Востока вызвала к жизни обратный процесс, своеобразную «ориентализацию» западных стран. Сегодня трудно себе представить хоть один крупный европейский или североамериканский город, значительную часть населения которого не составляли бы выходцы из стран Востока. Важнейшей чертой востоковедения, востребованного нынешней эпохой, ученые склонны признать его прикладной и гуманистический характер, интерес к общественно значимым темам, к проблеме диалога цивилизаций, народов и культур, а гуманистический потенциал востоковедной науки выражен девизом: «Единство — в многообразии». Роль востоковедения давно переросла рамки чисто научного интереса. Востоковедение — наука стратегическая. Служа в определенной степени национальным интересам, оно, в конечном счете, принадлежит всему человечеству. И усилия наших ученых направлены на то, чтобы сохранить все традиции отечественной научной школы, созданные выдающими азербайджанскими востоковедами, развивать их и открывать новые актуальные направления в исследованиях. Совместный проект ЦНБ и азербайджанских арабистов — еще одно тому доказательство.

  Галия AЛИEВА

Азербайджанские известия.- 2015.- 19 февраля.- С.- 3