Главный герой — время

Вышла в свет книга Эльмиры Ахундовой «Сверхзадача Эльчина»

Объединив в сборник свои аналитические заметки по мере выхода все новых произведений народного писателя Эльчина Эфендиева, Эльмира Ахундова пригласила нас в мир своих раздумий о прошлом и настоящем, конечно же, о будущем. И в который раз привлекла внимание к проблемам насущным и судьбоносным.

Печатавшиеся в периодике, как говорится, по горячему следу статьи Эльмиры Ахундовой «Серебристый фургон» по-прежнему в пути», «Вначале было Слово», «Сверхзадача Эльчина», «Нет повести печальнее на свете», «Право быть самим собой», «Малая проза большого писателя», «Эльчин: комедии и драмы перелома» и другие возвращали нас в то время, когда новые романы, повести, стихи рецензировались профессионалами, становились частью наших домашних библиотек, а разговоры об их достоинствах и недостатках занимали значительно больше времени и внимания, чем проблемы быта. Сегодня все не так. Более того, говорят уже и о том, что время литературы ушло, что нынешние коммуникации вполне удовлетворяют потребности общества в получении во сто крат увеличившегося потока информации.

В одном из интервью с Эльмирой у нас зашел разговор и об этом. Тогда на мой вопрос, не смущает, не огорчает ли ее падение интереса к чтению у нынешних поколений, она ответила: «Нет, не смущает. У каждого времени свои писатели и читатели, свои темы и формы общения. Если не читают, значит, мы не о том и не так пишем. Читатель — он как клиент всегда прав — разве нет?».

Вот ведь как! Я вроде о том, что закрылись иные, когда-то по-домашнему уютные, многолюдные читальные залы, куда шли читать редкие экземпляры не выдававшихся на дом изданий. А она мне и всем нам (теперь уже в новой, сегодняшней книге) другую статистику. О том, в частности, что широко читаемый автор Эльчин, в свои 70 лет не знающий отдыха и по сей день остающийся востребованным прозаиком и драматургом, за полвека творческой деятельности продолжает диалог с читателем в своих изданных на 30 языках в общей сложности 7-миллионным тиражом книгах. Это не считая поставленных в разных городах мира спектаклей по его пьесам.

Кстати, с начала 90-х Эльчин написал более 20 пьес, 17 из которых идут на сценах многих театров. «Ах, Париж» Париж!», «Я твой дядя», «Мой любимый сумасшедший», «Убийца»… Далее — «Квартиранты ада», «Шекспир», «Телескоп», «Истории села Бузовна», «Судьба мастера»» об актере Араблинском… Одна за другой они ставятся в Баку, Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Стамбуле и других городах.

Конечно, справедливы утверждения, что ныне век публицистики, когда идеи, питающие литературу крупных форм — романы, эпопеи, серьезные повести, еще не выкристаллизовались в объемные наблюдения талантливых летописцев. Но в том-то и дело, что для Эльчина этот период «созревания» прошел. И давно!

Он рано начал вглядываться в то, как живут сверстники и соседи, близко к сердцу принимая все то, что происходит вокруг. А в доме большого мастера — отца-драматурга слушал маститых авторов, занятых раздумьями о мироздании, с юности сам взялся за перо. Не случайно так узнаваем и близок читателям его рассказ о патриархальном быте обитателей села Бузовна! Так трогательно выписаны герои многих романов. И право Эльчина говорить о судьбе талантливого лицедея и одного из основателей азербайджанского театра Араблинского и жертвенной любви героев экранизированного недавно романа «Махмуд и Марьям», темы которых и в самом деле вызрели и устоялись.

Правомерно обращение писателя и к событиям 1937 года, пытаясь понять, почему такое стало возможным. В своей пьесе «Квартиранты ада», поставленной А.Шаровским на сцене РДТ, Эльчин поднял огромный пласт общечеловеческих, философски осмысленных проблем и, как мне кажется, призывая не усыплять в себе совесть, все-таки предупреждает, что запоздалые ее муки не дают полной свободы и чаще всего посещают человека слишком поздно.

«Дьявол, — напоминает драматург, в отличие от совести, не спит никогда. Заполучив души грешников, живущих праздных удовольствий ради или из-за подленького страха совершающих предательства, он, не слыша вопли раскаяния, ссылки на условия и обстоятельства, забирает их в ад».

Какой? Да тот ад, что в нас самих — провоцирующий на греховные поступки и испепеляющий в своем неумении и нежелании прощать подлость.

Такое всегда современно…

Умением автора с высокой точки смотреть на человека и его проблемы отличаются все произведения Эльчина, находящего вечные темы в самом, казалось бы, будничном и современном. В этом смысле высочайшей оценки заслуживает его пьеса «Убийца». До конца действия зрители не догадываются о том, что произойдет в финале — загадка уже в самом названии. И со спектакля уходишь в состоянии шока — милая учительница безжалостно расправляется с авантюристом, оскорбившим ее в самых лучших чувствах. Но как тут не увидеть мощного пласта обстоятельств, вдохновивших автора на такой материал!

Своей новой книгой Эльмира Ахундова не просто собрала критическим взглядом литературоведа рассказанные впечатления о произведениях Эльчина. Она в который раз привлекла еще и внимание почитателей его творчества и общественности к тому, как книга, привычка к чтению формируют знаковую личность.

Здесь могла бы завершить свой отклик на факт публикации еще одной, очень нужной книги Эльмиры Ахундовой — он действительно знаковый и своевременный. Но как еще более душевный отзыв, по-моему, прозвучит и упоминание о спектакле по пьесе драматурга «Шекспир», которым так много сказано о нас, в обывательской суете разучившихся ценить любовь.

Часто ставя своих героев в фантастическое, пограничное положение, Эльчин в этом произведении ярко обличает пороки действительности, позволяя говорить о них обитателям психиатрической больницы, людям, с которых, как говорится, взятки гладки. Да «заскоки» у них происходят не часто, и живут они, в принципе, так же, как и мы, не запертые в палатах, а потому, как и мы, несут по жизни черты всей нашей неустроенности. Такие, что удивляют и даже возмущают пришельца, случайно попавшего сюда из какой-то запредельной галактики. И он с радостью отправляется восвояси, где все ему ближе и роднее. Но как дорогой памятный подарок забирает туда томик Шекспира. Там, где есть все-все, он будет диковинкой, всегда напоминающей о том главном, чего нет нигде в его мире, — о Любви. И это, право слово, — великая мысль, которой романтик Эльчин посвятил целый спектакль.

Галина МИКЕЛАДЗЕ

Азербайджанские известия.- 2015.- 6 мая.- С.- 3