Автопортрет с Гогеном

Свою юбилейную выставку Анвер Аскеров назвал «Urbi et Orbi» — «Городу и миру»

 

В Галерее искусств Музейного центра открылась выставка живописца Анвера Аскерова под названием «Urbi et Orbi», посвященная 75-летию замечательного художника. Латинское изречение, давшее название вернисажу, означает «Городу и миру» — это обращение автор адресует всем поклонникам своего творчества. Анвер Аскеров — выпускник Художественного училища им. А.Азимзаде и Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.Мухиной. Его произведения хранятся не только на родине (в фондах Союза художников, Музее искусств им. Р.Мустафаева, Министерстве культуры), но и в музеях и частных коллекциях в США, Франции, Швейцарии и других странах. Он — участник многочисленных международных выставок и обладатель ряда наград, среди которых — премии всесоюзных вернисажей и премия им. Солтана Мухаммеда Союза художников Азербайджана.

Художник устраивает персональные выставки к каждому очередному своему юбилею и каждый раз находит чем удивить даже самого искушенного зрителя. «Самое сложное для меня — шесть шагов от кресла в одном конце мастерской до мольберта с холстом, на который предстоит нанести первый мазок. Вот эти шаги и есть самые главные в моем ремесле», — так говорит сам Анвер Аскеров о своем творчестве.

Если же смотреть со стороны, то шаги, которые всю жизнь приближали его к нынешнему периоду творчества, были очень разнообразными. Произведения, выставленные в нынешней экспозиции, — прямой и логичный вывод из всего пути Анвера Аскерова как художника. Часть работ составляют пейзажи, большинство которых посвящены природе и архитектуре Баку и Абшерона. Таковы, например, виды Ичеришэхэр или, скажем, поселка Зиря. Геометричность, отличающая другие, более абстрактные пейзажи художника, присутствует и здесь: песок и снег в равной степени четко оттеняют строгие прямые линии объемов старинных зданий и полусферы куполов. Мягкость, почти монохромность колорита придают видам налет загадочности, «нездешности».

Как ни странно, но с «геометрическими» пейзажами более всех других работ автора перекликаются его же натюрморты, где щедрые дары родной земли смотрятся так же монументально, как и здания, да и деревья в его пейзажах. Тыквы, баклажаны, груши и даже перцы смотрятся подобно произведениям диковинной, неземной архитектуры.

Показаны на выставке и сугубо абстрактные композиции Анвера Аскерова, а также его любимые ширмы — на каждой выставке он неизменно презентует зрителям пару-другую новых образцов этого удивительного, редкого в наши дни элемента интерьера. Ширмы с его росписью становятся словно порталами в иные миры — таким образом обыгрывается их прямое назначение разделителя пространства. Иные из них украшены мотивами в духе оп-арта, а на одной можно увидеть «раппорт» (повторяющиеся фрагменты) вполне реалистического пейзажа.

Редко какая юбилейная выставка обходится без автопортрета художника. Анвер Аскеров не стал отступать от этой традиции, но при этом далеко отошел от общепринятых клише жанра. Его автопортрет посвящен одному из мэтров мировой живописи и называется «Господин Гоген, ваша собака здесь!». Сам художник изображен со спины — словно человек со стороны, а на передний план выступает перекличка принципов работы автора картины с творчеством Гогена. Другими словами, это больше портрет творчества художника, чем его самого.

Наиля БАННАЕВА

Азербайджанские известия.- 2015.- 7 мая.- С.- 1