Все зависит от исполнителя

Мамедрза Шейхзаманов своими яркими ролями запомнился зрителям разных поколений

4 ноября в Азербайджанском государственном академическом национальном драматическом театре состоялся вечер памяти выдающегося азербайджанского актера театра и кино Мамедрзы Шейхзаманова, 100-летний юбилей которого широко отмечается в стране в соответствии с распоряжением президента Ильxама Aлиeва. Родился Мамедрза Шейхзаманов 4 августа 1915 года в городе Елизаветполе (ныне Гянджа) в знатной семье Гаджи Исабека из рода великого Низами Гянджеви. Во время бурных событий — распада Российской империи, гражданской войны и интервенции, советизации — семья лишилась имущества. Мамедрза рано потерял отца — ему было всего два года. Всю тяжелую ношу содержания семьи несла его мать Беюкханым, которая уже в советские годы устроилась на работу на Гянджинскую ткацкую фабрикуачальное образование Мамедрза получил в школе первой ступени, которая находилась в одном из зданий, прилепившихся к знаменитой мечети шаха Аббаса. Тогда в этой школе литературу и историю преподавал Самед Векилов, в дальнейшем выдающийся Самед Вургун. Как-то, когда Мамедрза учился в пятом классе, Самед муаллим спрашивал заданный накануне урок: стихотворение Гусейна Джавида «Гюльбахар». Учителю очень понравились ясная дикция Мамедрзы, правильное ударение, в особенности умение повышать и понижать голос в нужных местах стиха. С того дня Мамедрза с неизменным успехом выступал на всех школьных торжествах, праздничных концертах. Педагоги и учащиеся награждали его дружными аплодисментами. При составлении программы стихи для него всегда подбирал сам Самед Вургунамедрза мечтал стать архитектором и после окончания школы поступил в Гянджинский строительный техникум. Но и здесь занимался в драмкружке — пригодился школьный опыт выступлений на публике, увлекся театром. Руководил кружком преподаватель литературы Мирза муаллимла осень 1933 года. После продолжавшихся несколько месяцев репетиций члены кружка наконец закончили постановку пьесы «Зульмун сону». Мамедрза играл там одну из сложных ролей — гочу Наджафгулу. Тут-то его и приметил главный режиссер Гянджинского драматического театра Габиб Исмайлов. Он предложил талантливому юноше поступить в двухгодичную студию при этом театре. Мамедрза согласился, правда, с условием, что будет продолжать учебу в строительном техникуме. Учась в студии, Мамедрза играл эпизодические роли в спектаклях театра. Так был сделан шаг из художественной самодеятельности к большой сценеот как рассказывал сам Мамедрза о начале своей театральной карьеры: «Первой моей ролью на профессиональной сцене была роль индийского бога Брахмы в пьесе «Хинд гызы». Хотя он и был богом, на сцену на протяжении всего спектакля Брахма выходил всего два раза и говорил 5-6 слов. Однако образ, видимо, пришелся по сердцу зрителям, и мое появление на сцене они встречали аплодисментами. Именно тогда стала ясной для меня простая истина: большая ли роль, маленькая ли — все зависит от исполнителя».

Следующим судьбоносным моментом в жизни актера стала его повторная встреча с Самедом Вургуном. Мамедрза так вспоминал об этом событии: «В театре ставили пьесу «Вагиф». Напряженно работали день и ночь. Уже несколько дней я репетировал сцену встречи Эльдара с Гаджаром, их боя на мечах. В одну из таких репетиций звон мечей прервали чьи-то слова: «Остановитесь! Так вы все разнесете!». Прервав репетицию, мы обернулись и увидели Самеда Вургуна. Оказалось, он приехал в Кировабад и, узнав, что в театре ставится его пьеса, заглянул на репетицию. Смутившись, что помешал нам, он подошел поближе и, улыбаясь из-под усов, сказал мне: «Вы знаете, кто вы сейчас? Разве так надо играть Эльдара? Эльдар — это не гянджинский разбойник! Разве так он должен драться? Эльдар — выходец из азербайджанского села, это народный герой. Во всем, что он делает, должно чувствоваться достоинство. Когда сидит — он тяжел как гора, а когда встает — легок как птица. Именно таким и надо играть Эльдара». В тот день Самед Вургун подробно объяснил мне, в чем суть характера Эльдара, нарисовал его зримый образ. Эта неожиданная беседа с замечательным поэтом сильно изменила мое отношение к образу. А Самед Вургун, видя меня в этой роли, каждый раз говорил: «Это именно тот Эльдар, о котором я мечтал!» слову, в дальнейшем один из выдающихся знатоков советского театра, академик Джафар Джафаров в одной из своих рецензий писал об этой роли: «Мамедрза Шейхзаманов, попавший в театр по воле случая, мастерски исполнил роль Эльдара, сумев поднять этот образ до уровня любимого народного героя» 1938 году Мамедрза Шейхзаманов женился на Нигяр ханым, происходящей из одной из родовитых семей Гянджи. Вскоре у них родилась дочь Камала. Но злой рок преследовал Мамедрзу Шейхзаманова: его обвинили в пантюркизме и сослали в Семипалатинскую область Казахской ССР. Жене его сотрудники НКВД предложили развестись с мужем. Но Нигяр ханым отказалась и последовала за мужем в далекую ссылку.

По истечении семи лет бессрочной ссылки Мамедрза самовольно вернулся с семьей в Кировабад и жил нелегально у родственников и соседей. И тут на помощь пришел Самед Вургун с его авторитетом и влиянием. Он фактически спас его от неизбежного наказания и устроил дальнейшую жизнь (и даже добился возвращения из ссылки других родственников Мамедрзы). Шейхзаманов продолжил работу в Кировабадском драматическом театре им. Джафара Джаббарлы — там он трудился с перерывами с 1934 по 1954 год, став одним из его ведущих актеров. Его герои были в основном благородные, трудолюбивые, совестливые люди. Зрителям запомнились мастерски созданные им образы Эльдара в спектакле «Вагиф», Фархада в «Фархаде и Ширин», Имамяра в «Яшаре», Юрия в «Двух братьях», Барбарзаде в комедии «Счастливые» и др.

Началом нового этапа в жизненном и творческом пути Мамедрзы Шейхзаманова стал перевод на работу в Баку. В 1955 году он по приказу Министерства культуры республики был принят на работу в Азербайджанский государственный академический драматический театр, где проработал до конца жизни. И здесь еще больше раскрылся самобытный талант артиста.Шейхзаманов был актером широкого диапазона, большой сценической культуры. В бакинском театре ему сразу же поручили ответственную роль — профессора Шахбазова в пьесе И.Сафарли «Гёз хакими» («Глазной врач»), весьма благожелательно встреченной критикой. Созданные затем им театральные образы были разнохарактерные — трагедийные, драматические, комедийные… Это Йоликсен, Эдгар, Энобард, Полоний, король Алонсо (в пьесах «Зимняя сказка», «Антоний и Клеопатра», «Гамлет» и «Буря» В.Шекспира); Талбот («Орлеанская дева» Ф.Шиллера); Рустам, Муфти, Шейх Марван, ИхтиярСиявуш», «Хаййам», «Шейх Санан», «Иблис» Г.Джавида); Алтунбай («Од гялини» — «Невеста огня» Джжаббарлы); Хосров, Эльдар, ГаджарХосров и Ширин», «Вагиф» С.Вургуна); Джошуа («Мария Тюдор» В.Гюго); Гаджи Ахмед («Алмаз» Джжаббарлы); НабиГачаг Наби» С.Рустама); Тетерев («Мещане» М.Горького) и многие другие.

Как вспоминал многолетний партнер Шейхзаманова по сцене народный артист Алиаббас Гадиров, Мамедрза сразу привлекал внимание зрителя: «У него был настоящий сценический «бархатный» голос».М.Шейхзаманов пробовал свои силы и в режиссуре. В 1981 году им была осуществлена постановка спектакля «Не могу забыть», имевшего огромный успехсобое место в творческой жизни Мамедрзы Шейхзаманова занимает его работа в кино. Первая его эпизодическая роль была в художественном фильме «Кяндлиляр», вышедшем на экраны кинотеатров в 1939 году, и его имя не было отмечено в титрах. Но уже начиная с 1956 года имя Мамедрзы Шейхзаманова в фильмах неизменно привлекало зрителей. В 1954 году создатели художественного фильма «Любимая песня» (азербайджанскому зрителю этот фильм известен как «Бахтияр») искали актера на роль профессора консерватории. Второй режиссер фильма Тофиг Тагизаде пригласил на пробы нескольких известных актеров, в том числе М.Шейхзаманова. И именно он, как сейчас бы сказали, прошел кастинг. В этом фильме актер снимался вместе со знаменитостями — Рашидом Бейбутовым, Агасадыгом Герайбейли, Татьяной Пельтцер. И ему удалось создать совершенный и убедительный образ. Профессор Раджабов получился любящим свое дело интеллигентом и благородным человекомся его фильмография только полнометражных художественных картин насчитывает 25 названий. В целом она составляет 50, с учетом киносюжетов и озвученных им ролей в фильмахосле картины «Бахтияр» зрители запомнили актера по роли врача Элдосту в фильме-сказке «Тайна одной крепости», полковника Курбанова, стоящего на страже порядка и борьбы с преступностью, в фильме-мелодраме «Можно ли его простить?». В фильме-легенде «Лейли и Меджнун» (во всесоюзном прокате — «Сказание о любви») М.Шейхзаманов сыграл прошедшего через жизненные трудности мудрого человека — Дервиша. Полюбился он зрителю и по роли справедливого секретаря райкома Шарифоглы в культовом фильме «Великая опора» («Бёюк даяг»). Комедийные способности актера раскрылись по образам Ширина киши, старающегося женить сына, в известном фильме-комедии «Где Ахмед?» А в киноновелле «Лифтерша» зритель увидел его в другом амплуа — в роли маститого художника, создающего реалистичные образы своих современников, людей труда. И в дальнейшем он сыграл плеяду ролей в кино, среди них Махмуд во «Фламинго, розовая птица», Али киши в фильме «По следам чарвадаров», губернатор в фильме «Мститель из Гянджабасара» (Гатыр Мамед), шейх Азам в «Насими», уста Рахман в 3-серийном телевизионном фильме «Иду на вулкан», Исфендияр в «Звуке свирели», дядя Хан в новелле «Свадьба», входящей в киноальманах «Жена моя, дети мои».Благодаря уникальному голосовому тембру, четкой дикции его привлекали к работе по дубляжу и озвучиванию фильмов. Запомнились зрителям и слушателям телепередачи и постановки с участием М.Шейхзаманова и его выступления в республиканских радиопередачах.

Заслуги М.Шейхзаманова в развитии азербайджанского советского театрального искусства были высоко оценены. В 1974 году ему было присвоено звание народного артиста Азербайджанской ССР. А за роль Ихтияра в трагедии «Иблис» («Демон») Г.Джавида десять лет спустя он был награжден (посмертно) Государственной премией Азербайджанской ССР. Умер великий актер 25 января 1984 года в Баку Мамедрзы Шейхзаманова была нелегкая судьба, но он смог, преодолев все трудности, достичь вершин в своей профессии, стать народным артистом, быть счастливым в семье и в жизни.

Низами АГАЕВ

Азербайджанские известия.- 2015.- 7 ноября.- С.3.