Посвящение Карабаху

 

Трагический январский день в истории нашей страны стал поворотным в пробуждении самосознания азербайджанского народа, а кровавые события, развернувшиеся в столице, — своего рода точкой отсчета в обретении независимости нашей страны. В преддверии Дня национальной скорби 20 Января Азербайджанский академический государственный театр оперы и балета включил в свой январский репертуар постановку двух опер — «Натаван» Васифа Адыгёзалова (постановка Ф.Сафарова) и «Интизар» Франгиз Ализаде (постановка Х.Кулиева).

Несмотря на яркую индивидуальность, несхожесть стилевых манер, оперное творчество двух наших известных композиторов объединяют некоторые общие тенденции. И самая важная из них — это обращение к животрепещущей для современной истории Азербайджана теме Карабаха.

Символичен образ последней карабахской княжны — Хуршидбану Натаван в исполнении Земфиры Исмайловой. Это и красавица-аристократка, очаровывающая А.Дюма (Турал Агасиев), это и женщина, страдающая от разлуки с мужем — Хасай беком Усмиевым (Азер Зейналов) и за судьбу сыновей. Каждый образ — будь то образ известных карабахских ханенде в исполнении Назакет Теймуровой и Тяййара Байрамова, преданного Гасым бека Закира (Шахлар Кулиев) или символический образ человека в черном одеянии (Бахрам Aлиeв) — несет в себе символический подтекст.

В ярко-плакатном плане представлена сценография оперы (художник-постановщик Рафиз Исмайлов), где каждый штрих «несет» в себе символический смысл. К примеру, сцена бушующей природы над гробницей Натаван, тень которой беспокойно блуждает по родной земле, как и ее призыв: «Спасите святыню нашей земли — Шушу! Молю вас!».

Если сюжет оперы «Натаван» обращен в прошлое Карабаха, то вторая постановка оперы «Интизар» перекидывает своеобразный мост в настоящее. Это и сюжет (автор либретто — доктор филологических наук, член-корреспондент НАНА Наргиз Пашаева), разделяющий временное пространство и образное определение оперы «до» и «после» вторжения чужих. Это и музыка, в которой композитор использует вступительный фрагмент из мугама «Карабах шикестеси». Это и ослепительный изумруд гор Карабаха, своеобразная архитектура Шуши и хорошо узнаваемые минареты мечети Гевхар-аги на декорациях Тахира Тахирова первого акта, и давящая тьма безжизненных камней второго акта.

На сцене Театра оперы и балета разыгралась трагедия одной семьи, готовящейся к свадьбе дочери — красавицы Мелек (Гюльназ Исмайлова). Пользуясь гостеприимством семьи Сейид киши (Акрам Поладов) и Асли ханым (Гарина Керимова), в город под видом несчастного пробирается Чужой (Ильxам Назаров), а с ним приходит и смерть. Жених МелекАриф (Фарид Aлиeв) погибает с оружием в руках, а Мелек в потоке беженцев в горах от холода умирает на руках у своей матери (Гарина Керимова). Из всех представителей некогда счастливой семьи остается в живых лишь маленький сын, и все надежды на возрождение семьи, рода, возвращения на родную землю устремлены на него.

И глубоко символично, что дирижерский пульт двух вечеров был предоставлен представителям ярких карабахских музыкальных династий — Ялчину Адыгёзалову и Эюбу Кулиев.

Улькяр Алиева

АВзербайджанские известия.- 2015.- 17 января.- С.- 1