Тахмина Рафаэлла ДЖАБРАИЛ, актриса и сценарист: «Характер определяется действием. Нельзя сидеть, опустив руки, и ждать, когда тебе повезет»

Актриса и сценарист Тахмина Рафаэлла Джабраил знает, чего хочет от жизни, и не боится идти к цели. «Чтобы быть по-настоящему счастливой, нужно найти свое истинное предназначение, уметь реализовывать мечты и воспитать в себе сильную личность», — говорит девушка. Об этом и новый художественный фильм «Ичери шэхэр», снятый по ее сценарию режиссером Ильгаром Сафатом. О себе и своем творчестве Тахмина Рафаэлла ДЖАБРАИЛ рассказала в интервью журналу Region Рlus.

— Тахмина, вы живете и работаете в США. Расскажите, как вы оказались в Америке?

— Я поехала туда за мечтой. Хотела стать актрисой еще в детстве, но тогда еще не знала, что это совсем не хобби, а серьезная работа. В 15 лет я сказала себе, что свяжу свою жизнь именно с этой профессией. На тот момент я училась в Швейцарии. В один из дней объявили, что в нашей школе состоится мастер-класс известного голливудского актера Билли Зейна, снявшегося в фильме «Титаник». Я, конечно, не могла его пропустить. Мне было интересно узнать об актерской профессии, что называется, из первых уст. Он рассказал много интересного о своей работе и ответил на все наши вопросы. Думаю, эта встреча и послужила толчком в моем решении. Когда я вернулась домой в Баку, то заявила родителям, что собираюсь поехать в США учиться актерскому мастерству. Поначалу мама и папа были категорически против. Пришлось долго их уговаривать, прежде чем они согласились отпустить меня за океан. Так в 17 лет я попала в Лос-Анджелес. Поступила в Pepperdine University, где стала изучать курс film studies i creative writing. Одновременно училась в тамошней школе актерского мастерства.

— Как появилась история девушки Арзу, которая влюбилась в мужчину, годящегося ей в отцы? Как писался сценарий к фильму «Ичери шэхэр»?

— Я всегда хотела писать о молодых азербайджанках, которые пытаются противостоять общественному мнению и живут наперекор законам социума.

В Азербайджане удивительным образом соединились Восток и Запад. Мы стремимся к западной, свободной от предрассудков жизни и в то же время боимся осуждения окружающих нас людей. Когда я писала сценарий к фильму «Ичери шэхэр», то хотела показать, насколько важно следовать за своим сердцем и как сложно быть «белой вороной», отличаясь от других.

— И, тем не менее, финал фильма «Ичери шэхэр» совсем не оптимистичный. Арзу расстается со своим любимым в угоду общественному мнению. Получается, социум берет верх над любовью и мечтами?

— Вовсе нет. Арзу слишком любит свою мать, несмотря на то, что они совершенно разные люди. Она понимает, что может ее потерять. И расстается с любимым мужчиной, считая, что физическое расставание ничего не значит, — сердцем и душой она навсегда останется с Рафаэлем.

— Как отбирали актеров в фильм «Ичери шэхер»?

— Как только Ильгар Сафат прочел сценарий, сразу же заявил мне, что в роли матери Арзу видит актрису Мехрибан Заки. Мы долго не могли найти актера на роль возлюбленного Арзу, ветерана карабахской войны Рафаэля. Был долгий кастинг, пока Ильгар не пригласил Фирдовси Атакишиева. За время съемок вся группа отлично сработалась и стала настоящей семьей. Мне было легко и комфортно работать. Все понимали друг друга с полуслова, несмотря на то, что команда собралась интернациональная: оператор — итальянец, его помощник — француз, звукорежиссеры — из Санкт-Петербурга и Грузии, актеры — из Азербайджана.

— Вы похожи на свою героиню Арзу? Что между вами общего?

— Разве только любовь к искусству и сильное желание быть счастливой и не зависеть от мнения окружающих. Пожалуй, на этом сходство и заканчивается. Она — замкнутая и уравновешенная, а я — эмоциональная и общительная.

— Над чем сейчас работаете?

— Недавно я закончила работу над сценарием короткометражного фильма, который в скором времени будет экранизирован. Съемки новой киноленты, режиссером которой станет Мария Ибрагимова, начнутся в начале лета.

Это фильм, посвященный 12-летней девочке Марьям, влюбленной в мальчика, который старше нее на несколько лет. Мальчик не разделяет чувств юной соседки. Ему нравится молодая женщина, о любви и внимании которой он так мечтает. И тогда юная Марьям начинает подражать взрослой возлюбленной парня, копируя ее манеры, походку и стиль. Не буду рассказывать, чем закончится эта история… Скажу только, что основная идея фильма заключается в том, что не стоит меняться в угоду другим. Нужно любить и ценить себя такой, какая ты есть.

Сейчас пишу также сценарий для полнометражного фильма о молодой азербайджанке Амине, которая пытается найти утраченные связи с родиной. Когда-то Амина была вынуждена переехать в Россию, где забыла о своих корнях. Неожиданно умирает ее отец, и женщина приезжает в Баку на похороны. Здесь она вспоминает былые страхи и понимает, что ей так мешало жить и чувствоваться себя свободной. Все то время героиня была так зациклена на отрицании прошлого, что совсем не замечала красоту и мудрость азербайджанских традиций и обычаев.

— Откуда берутся истории для сценариев?

— В основном это мои наблюдения за судьбами окружающих меня людей. Где-то услышала историю, кто-то рассказал про случай из жизни своего знакомого или соседа… Мне нравится писать именно о женщинах, которые преодолевают страхи и непонимание общества и не идут на поводу у окружения. Я люблю сильных духом женщин, которые отстаивают свое счастье и любовь.

— Какое кино смотрите на досуге? Кто из режиссеров в списке ваших фаворитов?

— Мне нравятся фильмы иранского режиссера Асгара Фархади. После просмотра его картины «Надер и Симин. Развод» долго пребывала в состоянии эмоционального потрясения. Фархади удалось собрать отличный актерский ансамбль и создать живые, объемные образы героев фильма. Дочь Надера и Симин маленькая Термех должна сделать выбор, с кем из родителей после развода она останется. Ради ее счастья мать хочет переехать на Запад, а отец — остается жить на родине. И это не только выбор между родителями. Это еще и выбор между традицией и будущим, между законом и милосердием. В этом смысле история одного расставания оборачивается историей о потере и поиске идентичности. Вполне универсальная, в сущности, история, которая могла приключиться и в Азербайджане…

С большим удовольствием смотрю также фильмы Терренса Малика. Например, его ленту «Древо жизни», удостоившуюся «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале пять лет назад. В основе сюжета «Древа жизни», в сущности, извечный вопрос, который автор задает с первых же кадров картины: есть два пути, по которому может пойти человек, — путь человеческой природы со всеми страстями и путь божественной благодати с ее прощением и любовью к ближнему. Очень тонкое и философское кино.

Героиня какого фильма похожа на вас?

— Думаю, это Дженни из фильма режиссера Лоне Шерфига «Воспитание чувств», основанного на одноименных автобиографических мемуарах, написанных британской журналисткой Линн Барбер. По сюжету, Дженни совершает огромную ошибку, но осознав ее, делает усилие и встает на ноги. Помните фразу Дженни? «Характер определяется действием. Я думаю, что это значит, что если мы ничего не делаем, то мы никем и станем». (смеется). Я тоже так считаю. Нельзя сидеть, опустив руки, и ждать, когда тебе повезет. Нужно действовать и идти к цели. Мы в состоянии изменить этот мир, переделав устои, мешающие быть счастливыми.

— А сами смогли бы пойти против всего мира?

— В какой-то степени я уже это сделала, отправившись в 17 лет учиться в Америку. Мне повезло — моя семья всегда меня поддерживала и понимала. Мое счастье для них было важнее мнения чужих людей.

— А если бы вы писали сценарий к кинокартине о мужчинах — о чем бы она была?

— (задумалась) Я бы показала грустную реальность нашего общества, в котором некоторые молодые мужчины не в состоянии жить самостоятельно. Многие из них встречаются и любят одних девушек, а женятся на тех, кого им находят родители. Я бы написала о том, как легко упустить важного в своей жизни человека, только потому, что ты боишься пойти против всех…

— Вы словно пересказали сюжет знаменитого фильма режиссера Расима Оджагова «Тахмина»…

— А ведь меня назвали в честь героини этого фильма. Двойное имя — Тахмина Рафаэлла — дал мне мой любимый дедушка. Его звали Рафаэль (смеется). И если бы у меня была возможность переписать финал картины «Тахмина», я бы наградила главную героиню другой судьбой. Моя Тахмина обязательно встретила бы своего настоящего мужчину, который наперекор всем и всему сделал бы ее счастливой. Он бы ценил ее сильный и независимый дух. Потому что каждая женщина должна быть любимой и счастливой. А Заур до конца своих дней жалел бы о своей потере и проживал дни рядом с той, которую никогда не полюбит.

Азербайджанские известия.- 2016.-  30 апреля.- С.1,3.