Эмиль ГУЛИЕВ, режиссер: «Я с детства был закоренелым киноманом»

С самого раннего детства Эмиль Гулиев мечтал стать известным режиссером. Вечерами смотрел кино по телевизору, а днем выпрашивал у отца любительскую кинокамеру, придумывал эпизоды и снимал друзей на пленку. Эту любовь к кино он сохранил и после окончания юридического факультета Московского университета МВД. С режиссером и сценаристом короткометражных фильмов Эмилем ГУЛИЕВЫМ побеседовала корреспондент «Азербайджанских известий» Самира КЯЗИМОВА.

— Эмиль, если вам однажды придется выбирать между кинематографом и юриспруденцией, на чем остановитесь?— А зачем выбирать что-то одно? По своей основной специальности я следователь, капитан полиции. И мне нравится моя работа. В нашей семье все мужчины работают в правоохранительных органах. Просто в детстве, а далее в юности я уже был закоренелым киноманом. Помню, когда учился в Москве, все свое свободное время проводил в кинотеатрах. Смотрел всё подряд: комедии, драмы, боевики, классику. Кинематограф был для меня окном в другую жизнь: невероятно интересную, полную приключений, эмоций и чувств. Когда вернулся в Баку, по вечерам после работы стал делать в блокноте наброски сценариев: записывал интересные истории из своей жизни, жизни знакомых и друзей.

Однажды познакомился с молодым режиссером Зауром Гасымлы. Мы с ним разговорились, и я рассказал ему о своем увлечении кино. Один из сюжетов короткометражного фильма из моего блокнота Заур одобрил и предложил сделать по нему сценарий, который я написал буквально за день. Так появился фильм «Инкогнито», где я выступил в качестве автора сценария и продюсера. Лента была представлена в конкурсных программах VII международного фестиваля короткометражного кино и анимации «Видение» (Кемерово, Россия), международного молодежного фестиваля короткометражного кино и анимации Meters/Метры (Тверь, Россия) и фестиваля «Кино под открытым небом» (Львов, Украина).

— О чем фильм «Инкогнито»?

— В фильме рассказывается о девушке, которой надоела размеренная и монотонная жизнь. Она мечтает о принце и настоящей любви. Однажды в ее дверь звонит незнакомец и оставляет на пороге букет цветов. Конец истории неожиданный и в какой-то степени запутанный, и каждый может понять его по-своему. Фильм попал в программу Каннского кинофестиваля «Уголок короткого метра». А на львовском «Кино под открытым небом» получил приз зрительских симпатий. Что касается меня, то когда фильм был смонтирован, я решил для себя — первый блин комом и что сценарий можно было бы написать лучше.

— Вашу короткометражку «Парадокс» посмотрело огромное количество пользователей социальной сети. Как он снимался?

— Без всякой подготовки и многочисленных дублей. Историю, которая вошла в сюжет «Парадокса», я подсмотрел в Интернете. За несколько часов написал сценарий и нашел подходящее место для съемок в Сабунчи. В тот же день поехали туда с друзьями, нашли «актеров» из местных жителей и договорились о гонораре. К слову, в нашем фильме снимались только непрофессиональные актеры. На следующее утро приехали с камерой. В 12 начали снимать, час — перерыв на обед, в 6 вечера съемки были завершены, а в 9 — фильм был уже смонтирован. Так за два дня мы сняли неплохую короткометражку. «Парадокс» — это юмористическая история о том, как 20-манатная купюра случайно забредшего в обветшалый отель туриста избавляет от долгов сразу несколько местных жителей. Лента получила две премии за лучшую операторскую работу, а также диплом за лучший фильм на фестивале короткометражных фильмов в Нью-Йорке.

— Какие из ваших фильмов вам особенно дороги?

— Наверное, прежде всего «Плач для мамы», социальная короткометражная картина, в которой затронута тема безответственных и бездушных женщин, бросающих своих малышей. Еще один фильм, который мне очень дорог, — короткометражка «Надежда». Лента получила различные награды — Гран-при V независимого кинофестиваля короткометражных фильмов «Шорты» в Туле, приз «За лучшую режиссуру» на VIII международном кинофестивале Varesh International Film Festival в Мазандаране. «Надежда» участвовала в официальной программе фестиваля авторского кино «Киноликбез» в Барнауле, прошла отборочный тур на кинофестивале Asian International Short Film Festival в Сеуле, а также участвовала в основной конкурсной программе 38-го кинофестиваля в Тегеране. Ну и, конечно, «Парадокс»…

— А вы не задумывались снять полнометражный художественный фильм?

— В конце прошлого года начались съемки моего первого полнометражного фильма. Рабочее название ленты — «Ментал». Это социальная драма, сюжет которой подсмотрен из жизни. История одной азербайджанской семьи, которая живет с оглядкой на общественное мнение и страдает от этого. Таких семей, увы, в нашей стране немало.

— Расскажите о своей команде.

— Это мои друзья — оператор-постановщик Рауф Гурбанaлиeв, звукорежиссер Расим Мехтиев, режиссер монтажа Аскер Рагимов, композитор Хаял Мамедов и другие. Кстати, с Хаялом мы вместе учились в Московском университете МВД. В детстве он занимался музыкой, но когда мы с ним встретились, музыкантом себя не считал. Мне удалось его переубедить, и он написал очень красивые композиции для многих наших фильмов.

— Если бы вам предложили снять фильм о Баку и бакинцах, о чем была бы эта лента?

— У меня есть готовый сценарий трагикомедии, и даже уже название фильма придумал — «Мамед». Это история о добродушном парне, который считает, что если у него будут деньги, его жизнь изменится в лучшую сторону. Но в реальности все оказывается наоборот. Если удастся найти спонсора, с удовольствием сниму этот фильм.

— А какие фильмы нравятся вам как зрителю?

— Разные. Все, кроме индийского кино. Особое отношение у меня к драмам. Самый любимый фильм — «Список Шиндлера» Стивена Спилберга. Он, кстати, тоже начинал с короткого метра, и у него нет специального режиссерского образования. Так что есть на кого равняться.

Азербайджанские известия.- 2016.- 6 февраля.- С.3.