Образ счастья

Для юбилейного бенефиса актрисы Риты Амирбековой

РДТ выбрал спектакль «Семейка Блисс»

Традиция устраивать на публике праздники своим корифеям в связи с круглыми датами в РДТ сложилась давно, а бенефисные спектакли, встречи, капустники неизменно проходят здесь ярко, достойно, запоминаясь как вехи театральной жизни, хотя, что греха таить, находить драматургический материал для таких случаев все труднее. Означает ли это, что успех бенефисного для Риты Амирбековой спектакля «Семейка Блисс» определила удачная пьеса английского драматурга Ноэля Кауарда «Сенная лихорадка», написанная в 1925 году? Разве что отчасти.

Героине юбилейного торжества, как часто бывает при бенефисах, выпало играть актрису. Будто специально выписанную драматургом в традициях жанра. В пригороде Лондона в своем поместье Кокхэме живет семейство Блиссов: отец — то ли незаурядный драматург, то ли чванливый графоман Дэвид (народный артист Азербайджана Фуад Поладов), его супруга — блистательная актриса Джудит Блисс (Рита Амирбекова) и их взрослые дети — дочь Сорель (Натаван Гаджиева) и сын Саймон (Олег Амирбеков). Они периодически приглашают в особняк любопытных поклонников. Данная конкретная постановка о том, как на один из уик-эндов каждый член семейства, не сговариваясь с домочадцами, пригласил своего гостя в апартаменты, уже обещанные другим, и какие за этим последовали лишенные смысла споры и диалоги, а также импровизации игр гостей с хозяевами.

Героиня Амирбековой — познавшая успех капризная дама, какой трудно расстаться со статусом избалованной звезды и которая в обмен на особое почитание со стороны домочадцев злоупотребляет теперь уже мнимой, эфемерной властью. Да вот незадача: талантливая и успешная артистка Рита Амирбекова — человек камерного темперамента. Та, кого прославили роли женственных и даже жертвенных героинь, а на значимые поступки воодушевила внутренняя сила, что совсем иной стиль прочтения данной партитуры. И если проект состоялся, значит, спасибо режиссеру (народный артист Азербайджана Александр Шаровский). Как минимум за то, что из «полномочий» он оставляет Джудит Блисс только единственную заботу — по-хозяйски занять приехавших в поместье на выходные в общем-то случайных гостей. За два часа развлекающего гостей «домашнего представления» Рита Амирбекова в лице Джудит Блисс вполне ненавязчиво, в положении центральной в юбилейном спектакле фигуры, не педалируя собственное присутствие, успевает, стремительно меняя трагические и лирические маски, устраивать мизансцены одна эффектнее другой, где грань между реальностью и творческой фантазией иногда не видна — побывать обманутой любовницей, брошенной женой и неотразимой невестой дипломата, друга ее дочери, невероятно обаятельной в молодящих паричках и роскошных нарядах от Ольги Аббасовой.

Магия героини и магия театра здесь настолько искренни, что, поздравляя актрису с успехом, не раздумывая, называю новую роль лучшей в ее творческой биографии… Вроде как бы забыв, что по идее лучшая роль у каждого актера всегда впереди. И что прежние работы Риты Амирбековой совсем не хуже. И Бланш Дюбуа — героиня поставленного Ираной Тагизаде в РДТ спектакля «Трамвай «Желание» по пьесе выдающегося американского драматурга Теннесси Уильямса, монороль в постановке «Три жизни Айседоры Дункан», а еще поставленный А.Шаровским спектакль «Звезда, любовь и шампанское» по пьесе Эльчина «Убийца» и многое другое.

Специального интервью мы с заслуженной артисткой Азербайджана Ритой Амирбековой в честь нынешнего юбилея не устраивали, хотя вспомнили, как шла к нынешнему статусу... И как ощущала себя в разных ипостасях — студентки, начинающей актрисы, мастера — на выбор: о метких замечаниях наставников, о важных лишь для себя самой находках, озарениях, иногда — об огорчениях, но более всего — о пути к мастерству. А еще торопливого перечисления спектаклей и сыгранных в них ролей. Из тех, что запомнились естественностью, искренностью и доверительностью. Но и она признавалась, что сегодня и ей роль Джудит Блисс милее остальных. «Пройдет время, — говорила она, — наверняка по-иному буду воспринимать все иначе. А сейчас живо все, что связано с ансамблем — в нашем деле, знаете, многое решает. Фуад Поладов, сложившийся дуэт Натаван Гаджиевой и Олега, Эльмира Рагимова, Милана Соколенко, Тима Рагимов, Максуд Мамедов. А Медина Моллаева — это вообще особый разговор. Из эпизодической роли служанки-костюмерши Клары в несколько реплик Шаровский сотворил для актрисы шедевр, от которого «балдеет» публика. И музыкальное оформление спектакля — Владимиром Неверовым — просто чудо. А для меня, как всегда, особенно интересной и комфортной получилась работа с Александром Яковлевичем. Актер-режиссер, он прекрасно понимает актерскую природу и умеет донести основную мысль своего решения, в рамках которой актер движется сам. Помню, в драме «Убийца» он предложил мне сыграть трансформацию характера героини, образно говоря, показать, как из гусеницы рождается бабочка. Мне предстояло прожить эту непростую жизнь на сцене в подробностях, которые обычно приходят на ум, когда готовишь роль наедине с собой. А вот здесь все было иначе. Мне очень хотелось придумывать нечто новое, а Александр Яковлевич так технично и творчески все… отвергал, предлагая нечто другое. Как оказалось более удачное по всем параметрам. Шаровский вычищал мои штампы и дорожил тем, что во мне личного, естественного».

В лице героини «Семейки Блисс» Джудит Блисс Рита Амирбекова получила потрясающую возможность прожить на сцене если и не собственную творческую историю, то сыграть новые роли. Какие прежде ей делать не доводилось. А что может быть большим подарком в юбилейный год лицедею, для которого новые роли, новые сладкие муки и встречи с новыми зрителями и есть образ жизни, образ счастья.

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ

Азербайджанские известия.- 2016.- 25 июня.- С.3.