Рашад МЕХТИЕВ, заслуженный художник Азербайджана: «Научитесь контролировать свой дар»

Заслуженный художник, доцент Азербайджанской государственной академии художеств, доктор философии по искусству и почетный академик Императорской академии России Рашад МЕХТИЕВ уверен, что настоящий талант — это алмаз, который может засверкать только после обработки его знаниями. Об этом и многом другом он размышлял в беседе с корреспондентом «Азербайджанских известий» Самирой КЯЗИМОВОЙ.

— Рашад, вы родились в семье народного художника Азербайджана Рафика Мехтиева. Расскажите о своем детстве…

— Когда я был маленький, то часто бывал в мастерской у папы. Наблюдал, как он рисует, разглядывал отцовские работы. Дома папа не писал, только иногда делал наброски. Считал, что для вдохновения необходимы тишина и отстраненность. А дома у нас было всегда шумно и весело. В гости часто заходили папины друзья: художники, писатели, музыканты, ученые… Мне было интересно наблюдать за ними, слушать их разговоры и размышления. Моя мама вкусно готовила и с удовольствием угощала именитых гостей. В такие вечера наша квартира превращалась в своеобразный закрытый клуб для людей искусства. А я мечтал, что однажды тоже стану таким же известным и талантливым, как они (смеется).

Каждое лето мы с семьей ездили во Всесоюзный дом отдыха и творчества художников, который располагался на берегу озера Сенеж в Подмосковье. Там были художественные мастерские, проводились различные выставки и симпозиумы, работали творческие школы для юных дарований. Для меня, мальчишки, мечтающего о мировой славе великого художника, на тот момент это было самое интересное место на свете. Там бурлила настоящая творческая жизнь, полная безумных идей и художественных замыслов. Когда мне исполнилось 14 лет, я поступил в художественное училище им. А.Азимзаде, а после собирался учиться в одном из ведущих художественных вузов СССР — в Московской государственной академии художеств имени В.Сурикова. Но развал Союза и начало небезызвестных трагических событий в Азербайджане в 1989-1990 годы разрушили мои планы.

Отец ни в какую не хотел отпускать меня далеко в смутное для страны время. И я поступил в Азербайджанский государственный университет культуры и искусств. Затем продолжил обучение в Стамбульском университете изящных искусств им. Мемара Синана. После завершения учебы в Турции вернулся в Баку, защитил диссертацию и стал преподавать в родном вузе.

Кстати, сегодня некоторые считают, что Художественное училище им. А.Азимзаде полностью изжило себя и пора его закрыть. Мол, чтобы стать художником, не обязательно тратить несколько лет в училище. Можно сразу поступить в академию. Но я убежден, что училище им. А.Азимзаде — важное звено в системе художественного образования. Кстати, в свое время его закончили Таир Салахов, Омар Эльдаров, Сакит Мамедов, Надир Абдурахманов, Ариф Гусейнов, Тогрул Нариманбеков и многие другие известные азербайджанские художники. Каждый из них прославил нашу страну, достиг вершин художественного Олимпа. В училище им. А.Азимзаде студенты осваивают принципы, методы и приемы художественного мастерства. Они «варятся» в особой атмосфере этого учебного заведения, впитывая все самое лучшее и полезное, что обязательно пригодится в дальнейшем творческом развитии. Его выпускники приходят в академию подготовленными — что называется, «во всеоружии». И нам, преподавателям, работать с такими студентами одно удовольствие…

Знаете, я считаю, чтобы стать блестящим художником, недостаточно вдохновения и таланта от Бога. Нужно совершенствоваться, много читать, изучать историю искусства, иметь представление о творческом методе того или иного художника. Нужно постоянно учиться, экспериментировать, развивать и контролировать свой дар. Поэтому я всегда говорю своим студентам: талант — это алмаз, который может засверкать только после обработки его знаниями.

— Расскажите о своих персональных выставках. Какие из них особо значимы для вас?

— На моем счету более 10 персональных выставок, которые проходили как в Баку, так и за рубежом. Каждая из экспозиций для меня важна и значима, но есть среди них одна, которая для меня особо знаменательна. Это выставка в Вене, в штаб-квартире ООН, в 2006 году. Я тогда жил в Австрии, где был арт-резидентом Азербайджана в Вене. Наш МИД предложил мне выдвинуть свою кандидатуру для организации выставки. Я подал заявку, в Вене ее рассматривали три месяца, но в итоге она состоялась.

— А отец давал вам полезные советы? Вмешивался в творческий процесс?

— Советы, конечно, давал, но никогда ни к чему не подталкивал. Он всегда говорил, что я должен добиться всего сам. Сам должен пройти свой путь.

— Как рождаются ваши картины? Откуда черпаете вдохновение?

— Я могу «поймать» вдохновение где и когда угодно: в путешествиях, читая и даже во сне. Идея приходит к художнику в двух вариантах: как нечто разумное, несущее ту или иную информацию, или как нечто иррациональное, исходящее из души. Профессиональный художник должен уметь соединять разум и душу и контролировать, чтобы не было перевеса в какую-то одну сторону. Во всем нужно соблюдать гармонию… (задумался) Мне даже сложно дать точное определение художественному направлению, которого я придерживаюсь. Думаю, это микс формальной и реалистической живописи.

— Ваши работы часто как будто светятся изнутри: за счет чего достигается такой эффект? Вы используете специальную технику?

— Свечение получается за счет долгой и кропотливой работы, никаких спецэффектов я не использую. Так что у меня особенных секретов нет, я просто пытаюсь добиться того, чтобы предмет ожил…

Азербайджанские известия.- 2016.- 12 марта.- С.1, 3.