Волшебник экрана

 

 

Исполнилось 90 лет со дня рождения заслуженного

художника Джебраила Азимова

 

 

В мае исполнилось 90 лет со дня рождения заслуженного художника Азербайджана Джебраила Али Мухтар оглу Азимова. Он прожил короткую жизнь, но успел внести весомый вклад в развитие национального кинематографа.

 

 «Художник кино заранее обречен никогда не иметь громкой славы и даже мало-мальской известности за пределами узкопрофессиональной среды. То, что естественно выпадает на долю станковиста, не дано художнику-постановщику, ибо его работы массовый зритель фильма «не видит». Кавычки здесь недаром — строго говоря, творчество художника проявляется в той или иной форме в каждом кадре, ведь именно он является главным и ответственным за воссоздание материальной среды кинокартины во всей ее полноте — от архитектурных ансамблей до мельчайших деталей быта. При этом его художественно-эстетические замыслы, сколь бы самобытны они ни были, не должны входить в противоречие с первейшей заповедью киноискусства — созданием иллюзии подлинности на экране. Создание такой обстановки — дело весьма непростое. Творец фильма — это, конечно, режиссер. Ему принадлежат замысел и особая внутренняя концепция о тех или иных человеческих отношениях, проявляющихся в тех или иных коллизиях. Но тот, кто наполняет зримым предметным содержанием текст сценария и его драматургическую трактовку режиссером, — это художник.

В создании предметно-пространственной среды фильма он должен быть не просто бутафором, подбирающим реквизит, а как бы становится режиссером до съемки, ибо по его эскизам (остановленным стоп-кадрам) постановщик монтирует движущуюся ленту изображений. В этой ленте действуют реальные люди — актеры, и плох тот художник, который создает декорации, оставляющие впечатление игрушечного рисованного домика. Поэтому зритель художника видит и «не видит», смотрит и не догадывается. И показывать кинохудожнику кроме фильма, в общем-то, нечего — разве что эскизы».

Такая пространная цитата, найденная в Интернете, уместна только по одной причине: как и все художники кино, Джебраил Азимов широкой зрительской аудитории мало известен. Но наверняка многим запомнились фильмы, вошедшие в золотой фонд национального кинематографа, — «Бахтияр», «Не та, так эта», «На дальних берегах», «Лейли и Меджнун», «Волшебный халат» и многие другие. Джебраил Азимов был художником, а значит, и полноправным соавтором этих замечательных лент.

Родился он в селении Маштага, в семье нефтяника. Еще со школьной скамьи влекся изобразительным искусством. По окончании школы в 1941 году поступил в Азербайджанское государственное художественное училище имени Азима Азимзаде, которое закончил в 1946 году. Его дипломной работой стало полотно «Невеста огня», заслужившее отличную оценку.

После училища Азимов поехал в Москву — добиваться осуществления своей давней мечты стать художником кино. В 1947 году он поступил во ВГИК, на факультет художественного оформления фильма. Его преподавателями были видные советские художники Ф.Богородский, Ю.Пименов, Г.Шегаль и другие. При окончании ВГИКа Азимов представил государственной выпускной комиссии в качестве дипломной работы табло «Сражающийся город» — по мотивам знаменитой одноименной книги писателя М.С.Ордубади. И вновь его диплом был удостоен отличной оценки.

В 1953 году Джебраил вернулся в Баку и до конца жизни работал на Бакинской киностудии художественных и хроникальных фильмов, переименованный затем в «Азербайджанфильм», — на должности художника — постановщика фильмов.

Фильмография Джебраила Азимова насчитывает около двадцати работ. Первым самостоятельным заданием Джебраила Азимова в Баку стала работа над первым азербайджанским цветным художественным фильмом «Родному народу» (режиссеры Н.Сеидзаде, Ю.Фрид, 1954), которую он осуществил совместно с художником Эльбеком Рзакулиевым — бывшим однокурсником и давним личным другом. Эта картина — фактически фильм-концерт со своей сюжетной линией — поездкой по республике с творческим отчетом артистов во главе Рашидом Бейбутовым. В ленту вошли фрагменты из опер «Кёроглу» и «Наргиз», из балетов «Семь красавиц», Девичья башня» и «Гюльшан», выступления мастеров искусств, прекрасно оформленные в значительной степени благодаря работе художников фильма. Кстати, они составили отличный творческий тандем и в будущем — в кинокомедии

«Гёрюш» («Встреча»), режиссера Т.Тагизаде и фильме «Бахтияр» (оба 1955), имевшие огромный зрительский успех.

Следующим фильмом, где ярко проявился талант Джзимова как художника кино, стал подлинный шедевр — кинокомедия «О олмасын, бу олсун» («Не та, так эта»), снятая в1956 году по мотивам знаменитой оперетты Узеира Гаджибейли. Здесь Джзимов работал вместе с молодым художником Н.Зейналовым. И им удалось воссоздать и художественно воплотить декорациями, реквизитом, костюмами обстановку Баку 1910 года.

1958 год стал для Джебраила Азимова знаковым — на большой экран в СССР вышел художественный фильм о легендарном партизане «Михайло», Герое Советского Союза Мехти Гусейнзаде — «На дальних берегах». Над ним он работал вместе с художником Камилем Наджафзаде. Интересно, что, несмотря на то, что ни тот ни другой до съемок никогда не были в Триесте, вообще в Италии или в Словении, где воевал легендарный «Михайло», путем документальных изысканий, бесед со знатоками, визуальных материалов им удалось подобрать безупречно подходящие места съемок и создать достоверную обстановку. Натурные съемки, кроме Азербайджана, проходили в Риге и Ялте. Фильм получился интересным, долговременным, заслужил зрительскую любовь.

В 1961 году на киностудии «Азербайджанфильм» им. Джжаббарлы режиссером Лятифом Сафаровым был снят полнометражный цветной художественный фильм «Лейли и Меджнун» (во всесоюзном прокате «Сказание о любви») по классическому сюжету произведений великих азербайджанских поэтов Низами и Физули (автор сценария — Энвер Мамедханлы). Эта картина со многими очень сложными съемками отличается от многих прежних фильмов с участием художника. С большим смыслом Джебраил Азимов применил, например, большой ковер, покрывающий центр шатра шейха Хашими. В эпизоде, где шейх Амир хочет сосватать Лейли для Меджнуна и получает отказ, темный ковер как бы символизирует разрыв между двумя племенами. В другом эпизоде художник применяет светлые тона, отделяя женскую часть шатра от мужской.

В 1964 году Джебраил Азимов в качестве художника-постановщика принял участие в съемках двух полнометражных художественных фильмов. Первым из них был и поныне любимый зрителями детский фильм «Волшебный халат», снятый на киностудии «Азербайджанфильм», а вторым — снятый туркменскими кинематографистами «Шахсенем и Гариб».

В фильме «Волшебный халат» режиссера А.Атакишиева, художественно оформленном двумя художниками — Джебраилом Азимовым и Мамедом Гусейновым, была созданы три среды: прошлое, настоящее и будущее, в которых проходит действие фильма. Интересны эпизод «Поверхность луны», созданный по эскизам художников, а также многие другие эпизоды с художественными декорациями и костюмами разных эпох и т.д.

В фильме «Шахсенем и Гариб» достоверно выглядят сооруженные по эскизам Джебраила Азимова крупномасштабные архитектурные объекты: мавзолей Абу Саида, мечеть и другие места, где происходит действие картины.

Наряду с плодотворной деятельностью в кинематографии Джебраил Азимов создал ряд пейзажных полотен о нефтяных промыслах Баку и живописных уголках природы Азербайджана. Большой интерес вызвала подготовленная им серия иллюстраций о Герое Советского Союза Мехти Гусейн-заде, которая была показана широкой общественности в 1959 году в Москве, в дни Декады искусства и литературы Азербайджана.

Три его значительных живописных полотна — «Эстакада», «Нефтяной пейзаж», «После дождя» — находятся в Азербайджанском государственном музее искусств. Его графические серии и рисунки, красочные эскизы декораций и костюмов, живописные работы, рисунки к фильмам, иллюстрации к книгам неоднократно экспонировались на республиканских, закавказских, всесоюзных и зарубежных художественных выставках. В 1964 году Джебраилу Азимову было присвоено почетное звание заслуженного художника Азербайджанской ССР.

У него была счастливая семейная жизнь, любимая жена — красавица Товха Алескерова-Азимова. К слову, не будучи профессиональной актрисой (она была преподавателем музыки), Товха ханым снялась в двух художественных фильмах, причем в главных ролях: это Нармина в картине «Под знойным солнцем», и Лейла в любимой всеми кинокомедии «Где Ахмед?». Но, к огромному сожалению всех знавших Джебраила Азимова, в возрасте 43 лет он трагически ушел из жизни — на пике творческого расцвета. Но память о нем хранится в сердцах всех, кто его знал лично, в его замечательных работах в кино и художественных произведениях — полотнах, рисунках, эскизах, книжных иллюстрациях.

 

Низами АГАЕВ

 

Азербайджанские известия.- 2016.- 28 мая.- С.3.