Мустафа МЕХМАНДАРОВ, главный дирижер оркестра «Каспийские виртуозы» (Австрия): «Мы должны продолжать дело великого Узеир бека»

Имя молодого талантливого исполнителя Мустафы Мехмандарова среди профессионалов и ценителей музыки давно на слуху. Блистательный скрипач, он неоднократно становился победителем и лауреатом международных конкурсов. Но после окончания Бакинской музыкальной академии со степенью бакалавра решил продолжить образование как дирижер. на. О себе и своем творчестве художественный руководитель и главный дирижер оркестра «Каспийские виртуозы», студент факультета оперно-симфонического дирижирования Венской консерватории Мустафа МЕХМАНДАРОВ рассказал в интервью buro247.az.

— Мустафа, вы — представитель знаменитой семьи Мехмандаровых. Как повлияла эта фамилия на вашу жизнь и выбор профессии?

— Носить такую фамилию в первую очередь — большая ответственность. В нашем роду, кроме первого военного министра Азербайджана Самед бека Мехмандарова, были и другие знаменитые представители. Мой прапрадед Керим бек Мехмандаров был двоюродным братом Самед бека. Он был выпускником Санкт-Петербургской военно-медицинской академии, председателем Шушинского филиала организации «Дифаи» и одним из первых врачей с высшим образованием. По другой линии я прапраправнук Гаджи Зейналабдина Тагиева. Моя бабушка Лейла ханым была внучкой Агасадыг бека — сына Тагиева от первого брака. Единственный сын Агасадыг бека Зейнал вместе с семьей пострадал во время сталинских репрессий. Бабушка вынуждена была взять фамилию матери и стала Рустамбековой. И Рустамбековы тоже внесли свой вклад в нефтяную историю Азербайджана. Так что музыкантов в нашем роду не было — за исключением моей бабушки Лейли ханым Мехмандаровой — она преподавала «Теорию и историю музыки» в Азербайджанской государственной консерватории им. Узеира Гаджибекова. К сожалению, мне не довелось ее увидеть, но гены, видимо, передались.

— Чьей заслугой стало открытие вашего музыкального таланта?

— Мой интерес к музыке обнаружили мои родители. И поэтому моя мама хотела записать меня в Детскую музыкальную школу №22 имени Ниязи в класс фортепиано. Но после прослушивания меня приняли по классу скрипки. А через год меня перевели в школу-студию при БМА, где я заново пошел в первый класс, начал учиться у профессора Баяндура Мехтиева. Его роль в моем формировании как скрипача была огромной. После кончины Баяндур муаллима мне преподавала профессор Бакинской музыкальной академии Захра Кулиева. После окончания музыкальной школы я и поступил в ее класс — на скрипичный факультет БМА, который окончил в 2013 году со степенью бакалавра, после чего отправился в Австрию, где поступил в Венскую консерваторию, на факультет оперно-симфонического дирижирования.

— Австрия считается музыкальной колыбелью Европы. Что дает учеба в такой стране?

— Вена на протяжении веков была центром культуры и искусства. В истории классической музыки этот город имеет особое место. Многие великие композиторы и дирижеры жили и творили здесь. А еще Вену называют «музеем под открытым небом». Конечно же, этот город вдохновляет человека, который занимается искусством. Помимо Австрии выступления на сценах других стран Европы — это огромный опыт, который играет большую роль в пропаганде азербайджанской музыки. Европейские зрители очень требовательны и принимают не каждое музыкальное произведение. К сожалению, наша классическая музыка здесь малоизвестна. Во-первых, нужно постараться, чтобы наша музыка стала узнаваемой. Для этого нужно переиздать все произведения наших великих композиторов и по возможности все эти нотные материалы раздавать, дарить, отправлять в различные вузы по всему миру. К примеру, в прошлом году в Вене впервые под моим руководством в исполнении студенческого оркестра Венской консерватории прозвучала увертюра «Кероглу» Узеира Гаджибекова. Это было большое событие для местных музыкантов. После исполнения многие из них музыканты захотели приобрести ноты, и я дарил их им с большим удовольствием. К слову, произведения многих азербайджанских композиторов были впервые исполнены руководимым мною камерным оркестром «Каспийские виртуозы».

— Нетрудно ли управлять оркестром перед большой аудиторией в таком молодом возрасте?

— И трудно, и очень ответственно. Ты в ответе за весь коллектив, должен быть готов ко всему и психологически, и технически. Требуются особые навыки, чтобы добиться желаемого результата. Главная моя цель — объединить знания, приобретенные в Венской консерватории, и опыт концертов и стать профессионалом своего дела. Для изучения мирового музыкального репертуара нужны годы. После каждого концерта я узнаю что-то новое и стараюсь совершенствоваться.

— Как изменила вас жизнь в другой стране?

— Если честно, не чувствую особых изменений. Иногда сравниваю Австрию и Азербайджан. Например, в Европе классическая музыка развивалась в течение 200-300 лет, а у нас — менее 70 лет. Эту историю во главе с Узеиром Гаджибековым писали великие композиторы — Фикрет Амиров, Кара Караев, Ниязи и другие. Для развития одаренных музыкантов следует уделять большое внимание молодым талантам и специалистам, обучающимся за границей. Для сравнения могу сказать, что в Германии насчитывается более 130 высокооплачиваемых государственных симфонических оркестров, а в Азербайджане — только один. У нас даже есть такие музыкальные инструменты, на которых играют один или два исполнителя. Думаю, мы должны продолжать дело великого Узеир бека; для развития новых кадров нужно приглашать в Азербайджан профессиональных преподавателей из мировых музыкальных школ. К тому же нельзя забывать о своих профессионалах, которые также нуждаются в большой поддержке. Одним словом, нужно много работать для развития в области культуры.

— Общаетесь ли вы с азербайджанцами за границей?

— В течение года Азербайджанский культурный центр в Вене проводит много мероприятий для пропаганды нашей культуры и искусства. Они вызывают большой интерес не только наших соотечественников, но и среди иностранцев. В 2015 году я создал в Вене оркестр «Каспийские виртуозы». Первый наш концерт состоялся именно в Азербайджанском культурном центре. Потом мы выступили с концертной программой в Братиславе, в Словацкой филармонии. На таких мероприятиях мы встречаемся с нашими соотечественниками.

— Какие новшества вы бы хотели увидеть в очередной приезд в родной город?

— Когда я приезжаю в Баку, даже если на один день, то обязательно посещаю Ичери шэхэр. Раньше я редко там бывал, но после учебы в Вене Ичери шэхэр стал для меня удивительно притягательным местом. Именно он неизменно вызывает особенно трепетные чувства.

 

Азербайджанские известия.- 2017.- 15 апреля.- С.3.