Теймур ДАИМИ, кинорежиссерХотелось бы добиться сопереживания тому, что зритель увидит на экране»

Документальная картина This is Love («Это — Любовь») азербайджанского кинорежиссера Теймура Даими не так давно была удостоена приза московского фестиваля Eurasia International Monthly в номинации «Лучший документальный фильм». 24 августа эта лента будет продемонстрирована на Caribbean Film Festival & Market. Получасовая документальная лента рассказывает об истории любви семейной пары на протяжении 65 лет. Их взаимоотношения протекают на фоне меняющегося облика Баку, начиная с середины XX века с его социалистическим мироустройством и заканчивая днями сегодняшними. Информационно-аналитической онлайн-газете Yenicag.Ru удалось побеседовать с режиссером Теймуром ДАИМИ о его новой картине.— Почему вы остановились именно на теме любви? Чем вас заинтересовал этот сюжет?

— С этой темой происходит странное. С одной стороны, это самая затасканная тема всех времен и народов. Казалось бы, зачем к ней вновь обращаться? Что нового можно здесь сказать? С другой стороны, это — вечная тема. Скажем, каждый из нас проходил опыт первой любви. Мы же не задумывались о том, что и до нас миллиарды людей, живших в истории, тоже влюблялись. А творцы — поэты, художники, философы — воспевали это чувство в своих произведениях. Почему мы не задумывались о том, что это «не ново»? Да потому, что мы проживали свой индивидуальный опыт межличностных отношений. Какое нам было дело, что это существовало до нас, если мы сами переживали это впервые! И это самое главное.

— Как, по-вашему, сегодня любовь потеряла свое истинное значение?

— Опять же, наверное, в человеческом мире нет более популярного слова, чем слово «любовь». Частота употреблений всегда профанирует любое, даже энергетически емкое понятие. И сейчас со словом «любовь» часто связывают легкие, мелодраматические и очень часто окрашенные инфернальными влечениями отношения. Посмотрите на то, как это преподносит нам массовая культура. Страсть, ревность, болезненная сексуальная привязанность, измены, частая смена партнеров, которая уже считается чуть ли не нормой… То есть любовью называется то, что имеет чисто биологическую природу, что восходит к безумной вакханалии гормонов. Мне же хотелось показать любовь несколько иначе… Как тонкую душевную привязанность, как заботу, как сильное чувство, не теряющее свою энергию даже спустя много лет. То есть как нечто непреходящее, являющееся константой всей человеческой жизни.

— Сюжет вашей картины основан на конкретном событии или персонажи кинокартины собирательные образы?— О сюжете говорить не буду, скажу только, что это очень личный фильм, имеющий отношение к самым близким мне людям. Разумеется, он весь построен на конкретных событиях. Точнее, на одном реальном и трагическом событии, отталкиваясь от которого я и выстроил всю композиционную структуру кинокартины. Если честно, то из-за личного характера работы для меня этот фильм является не столько еще одним фильмом в ряду других моих аудиовизуальных работ, сколько захватывающим опытом проживания интенсивных состояний, или, по-другому, сублимация боли. Возможно, сейчас не совсем ясно, о чем идет речь, но когда вы посмотрите фильм — а вы его рано или поздно увидите, вам станут понятны мои слова.— Почему вас заинтересовала именно документалистика?— Этот фильм документальный. Так вышло, потому что сама жизнь продиктовала его кинематографический жанр. Я лишь подхватил внутренние, энергетические токи чего-то интересного и зарождающегося перед моими глазами. А вообще-то стараюсь по возможности работать в разных видах и жанрах кинематографа. В 2011 году, например, снял полнометражный игровой фильм «Последний».— Что вы хотели донести до зрителей, какие эмоции у них вызвать?— Какие эмоции? Ну, хотелось бы добиться сопереживания тому, что зритель увидит на экране. Но зрители ведь разные, у каждого свой опыт, свои жизненные приоритеты, симпатии и антипатии. Поэтому, видимо, и реакции будут разные. Кого-то фильм тронет, кого-то — нет.— На чем был сделан главный акцент кинокартины?— Я думаю, концептуальный акцент это и есть месседж фильма. По неписаным правилам современного кино главный месседж обычно формулируется в так называемом слогане фильма, как сама суть идеи. Слоган нашего фильма «Там, где есть Любовь, нет и не может быть потерь».— Как вы думаете, в чем секрет успеха фильма «Это — Любовь», и какие у вас впечатления от успеха вашего фильма?

— Я бы не стал серьезно говорить об успехе, потому что несколько иронично отношусь к этому слову. Да, фильм побывал на нескольких фестивалях и фестивальный период еще продолжается. На одном фестивале был полуфиналистом (Caribbean Film Festival & Market), на другом — финалистом (AltFF native Film Festival), а на еще одном стал лауреатом в номинации «Лучший документальный фильм» (Eurasia International Monthly Film Festival). Можно ли это считать успехом? Может быть. Однако, несмотря на то, что современный мир ориентирует человека на успех, мотивационные тренинги на тему, как достичь социального успеха, сам успех, — вещь довольно относительная. Многие ли из нас помнят фильмы, получившие высокие награды на престижнейших фестивалях два-три года назад? Думаю, единицы. Для меня чуть ли не главными критериями успеха являются наличие удовлетворения от проделанной работы и отклик, который вызывает фильм в сердцах пусть немногих, эмоционально и интеллектуально оценивших работу. Это многого стоит. Но не буду лукавить — участвовать в фестивалях, а тем более получать на них награды, по-человечески очень приятно и стимулирует дальнейшие творческие поиски.

— Какие предвкушения от предстоящего XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино? Есть ли у вашей картины шансы получить престижную награду?

— Из опыта посещений кинофестивалей я вынес следующее: автору очень важно самому присутствовать на фестивале, потому что это, как правило, интенсивное общение с коллегами, новые знакомства, новые связи и возможности. А это все вместе сильно влияет на творческого человека, дает импульс для дальнейшей работы. Что касается шансов получить награду, то любой фильм, попавший в основной конкурс, имеет шанс быть награжденным. Это зависит от многих факторов, преимущественно субъективных…— И напоследок. Состоится ли показ фильма «Это — Любовь» в Баку, чтобы его смог посмотреть наш, отечественный зритель?— Фильм «Это — Любовь» мы, возможно, покажем или осенью этого года, или чуть позже, в зависимости от некоторых обстоятельств. В любом случае, после завершения «фестивального периода» фильм будет выложен в YouTube, Vimeo в открытый доступ.— Спасибо большое за интересную и содержательную беседу. Мы желаем вам новых картин и побед на самых престижных кинофестивалях.— Спасибо!

Азербайджанские известия.- 2017.- 19 августа.- С.1-2.