Вопреки обстоятельствам

Британская Candoco Dance Company — одна из самых необычных танцевальных трупп в мире: часть ее составляют инвалиды

7-8 марта на сцене Азербайджанского государственного академического национального драматического театра в Баку состоялись выступления знаменитого британского танцевального ансамбля Candoco. Гастроли коллектива в рамках международного турне, посвященного 25-летию его создания, были организованы при поддержке Министерства культуры и туризма Азербайджана, Центра современного искусства YARAT! и Азербайджанского государственного национального драматического театра.

История Candoco Dance Company, пишут о коллективе СМИ, началась не с момента основания труппы в 1991-м, а, скорее, со встречи будущих создателей театра Селест Дандекер и Адама Бенджамина годом раньше. Селест и Адам, опытные танцовщики и хореографы, поначалу давали совместные уроки танцев, проводили интегрированные семинары в Лондоне и постепенно развились в ансамбль, сосредоточенный на работе артистов с инвалидностью. Сегодня в труппе Candoco семь человек, трое из них — инвалиды, но у каждого своя история и личный бэкграунд. Объединяет артистов идея — показать, каким разным может быть танец, и что танцевать сегодня может каждый, независимо от физических возможностей.

В Великобритании Candoco — настоящие звезды. В 2012-м вместе с группой Coldplay они выступили на закрытии Паралимпийских игр в Лондоне, а в 2015-м завоевали британскую театральную премию The UK Theatre Award в номинации «Достижение в танце».

Артисты показали здесь два своих самых «громких» перформанса. Beheld в постановке Александра Витли –эффектный, зрелищный спектакль, премьера которого состоялась в 2015 году. В этой работе хореограф исследует возможности и ограничения окружающей среды, которые диктуют людям, как жить, как воспринимать себя и как смотреть на мир. Гипнотическая музыка немецкого композитора Нильса Фрама в адаптации Рутгера Зудервельта усиливает пластический рисунок хореографа.

Вторая постановка — Set and Reset/Reset от Триши Браун, одной из самых известных мировых хореографов, занимающихся постмодернистским танцем, — это новая версия культовой постановки Set and Reset 1983 года, впервые показанной в Бруклинской музыкальной академии в Нью-Йорке. В 2011-м хореограф обновила свое произведение специально под артистов с инвалидностью. Триша Браун доказывает, что присоединиться к современному танцу может каждый. Как рассказал на предварявшей выступления коллектива пресс-конференции арт-директор Candoco Педро Мачадо, нынешнее турне знаменует старт новой программы, которая предоставит большие возможности для совершенствования мастерства артистов с физическими недугами и сотрудничества на международном уровне. «Танцору с ограниченными физическими возможностями нужно придумать свой язык тела и научиться выражать на нем свои эмоции и чувства. В данном случае важна не столько социальная адаптация физически неполноценных артистов, сколько их творческое самовыражение и сценическая креативность», — подчеркнул он.

Выступление коллектива вызвало большой интерес у бакинских зрителей, значительную часть которых составили люди с ограниченными возможностями. И это очень важно. Возможность самому убедиться в том, сколь безграничны, несмотря на любые обстоятельства, перспективы самореализации, — что может быть большим стимулом для человека, отчаявшегося добиться чего-либо в жизни. Для постсоветского пространства, где на протяжении десятилетий проблемы инвалидов стыдливо замалчивались, будто их нет и вовсе, это особенно ценно.

На этом фоне особенно цинично прозвучали комментарии актрисы Ренаты Литвиновой, одного из членов жюри стартовавшего на российском Первом телеканале конкурса «Минута славы», по поводу выступления танцора-инвалида Евгения Смирнова. То, что она назвала его «ампутантом» и посоветовала ему «пристегнуть» вторую ногу, вызвало взрыв возмущения в соцсетях, что весьма примечательно, поскольку свидетельствует и об изменившемся отношении в обществе к этой проблеме.

Что же касается Candoco, то весьма показательно, что ансамбль имеет и образовательную программу, цель которой посредством лабораторий, семинаров и молодежных классов — улучшить доступ к танцу для людей с инвалидностью и тем самым уравнять права и возможности всех социальных групп. И такие мастер-классы прославленная труппа провела и в Баку.

Лейла ГАДЖИЕВА

 Азербайджанские известия.- 2017.- 11 марта.- С.3.

 

 

 

 

 

 

 

 

   НАША СПРАВКА

 

Чинара Ализаде — родилась в Москве. В 1995 году поступила в Академию танца Нового гуманитарного университета Натальи Нестеровой. В 1999 году продолжила обучение в Московской государственной академии хореографии. Ее педагогами были известные мастера балета Наталья Архипова и Людмила Литавкина. Учась в академии, получала ведущие партии в спектаклях — в частности, на сцене Большого театра исполнила партию Маши в балете «Щелкунчик» П.И.Чайковского. В 2005 году Чинара завоевала I премию и золотую медаль Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве, после чего была приглашена в балетную труппу Большого театра, где дебютировала в балете «Лебединое озеро» П.И.Чайковского. В ее репертуаре — ведущие партии в ряде спектаклей, поставленных как в Москве, так и Баку. С 2016-го танцует в качестве приглашенной солистки Большого театра в национальном польском театре Theatre Wiellki.

TEXT +   TEXT -   Печат