Выбор судьбы

Реальность, которую мы видим, бесконечна, но лишь ее избранные

моменты, которые нас чем-то поразили, остаются в нашей памяти

Не пойму, не могу понять, почему никто о нем ничего не написал до сих пор, не понимаю, почему к нему не выстраивается очередь за автографом… Не пойму, почему фотографы, сделавшие пару-тройку кадров, громко отовсюду, иногда чересчур, говорят о собственном творчестве, которое выросло словно на пустыре, не имея ни корней, ни прошлого, ни будущего… А Рафиг Багиров — ни он сам, и никто другой — не знает, сколько (просто много) книг вышло в свет с его кадрами, будь то альбомы фотографий или же книги текстовые, но с богатым иллюстративным материалом.

В родном Азербайджане нет такого серьезного офиса, за рубежом нет такого представительства, посольства, консульства нашей страны, где на самом видном, почетном месте не располагались бы экспозиция его фотографий, его книги и альбомы о жизни и деятельности нашего общенационального лидера, светлой памяти Гeйдapа Aлиeва — замечательной жизни, замечательной деятельности в замечательных фотографиях Рафига Багирова, почти целое десятилетие верой, правдой, талантливо и преданно поработавшего личным фотографом президента Азербайджана. Вы можете представить себе работу в команде невероятно требовательного и к себе, и к другим человека такого планетарного масштаба, такого деятельного руководителя, личности, которая к тому же любит и понимает работу фотографа, как Гeйдap Aлиeв?

Я свидетель того, что двери фотолаборатории Рафига Багирова открывались в 9 часов утра и не закрывались до поздней ночи, иногда до полуночи и после. Ведь после съемок надо было обработать снятое, то есть проявить пленки (цифровая фотография только-только начиналась), отпечатать и просмотреть контрольные отпечатки, убедиться, что все получилось без брака и неполадок. И только тогда можно было глубоко вздохнуть и поблагодарить Бога за помощь, содействие, за путь, который он указал, а человек не прошел мимо открывшейся для него двери, не сбился с пути, не возгордился.

Однажды его задержали бдительные охранники за то, что он слишком внимательно рассматривал станцию метро, которым давно не пользовался. А он так и не сказал, кто он и чем занимается по жизни. Характер, одним словом.

Мы выросли на одной улице, естественно, хорошо знаем друг друга. Я, закончив ВГИК, снимал свои художественные и документальные фильмы, он же, Рафиг Багиров, закончив филологический факультет Азгосуниверситета, поступил на работу на Азербайджанское телевидение, где прошел путь до начальника цеха обработки пленки и монтажа. Он сумел создать по-настоящему профессиональный цех обработки кинопленок на AzTV, где у него была лучшая по тем временам (начало 90-х годов) фотолаборатория. Здесь надо сделать паузу. Хотите, назовем ее рекламной…

1993 год. По просьбе народа из Нахчывана возвращается в Баку Гeйдap Aлиeв и включается в активную политическую жизнь тяжело больной страны, которую надо срочно спасать. Люди видят в роли единственного спасителя Гeйдapа Aлиeва и избирают его президентом. Инаугурация нового главы государства назначена на начало октября. Ему надо будет вручить удостоверение и понадобится его фотография. Кому ее заказать? Обращаются ко мне. Зная возможности лаборатории Рафига Багирова, я советую поручить эту ответственную работу ему.

Так начинался его путь в команду президента.

Начало было заложено в семье. Рафиг Багиров родился в 1947 году в старинном уголке Баку — Ичери шэхэр. Отец его Идаят Багиров, первый главный редактор республиканского научно-популярного журнала «Элм ве хаят», увлекался фотографией и устроил дома настоящую лабораторию, где проявлял и печатал снимки. Рафиг уже в детстве помогал отцу, от которого и пришла к нему любовь к фотографии.

Как у моего поколения начинался путь в фотографию? С примера отца, дяди, соседа. Почти в каждой семье кто-то увлекался фотографией, снимал, проявлял пленку, печатал при свете волшебного красного фонаря фотографии своих близких, соседей, друзей. Сам процесс появления на бумаге (специальной, разумеется, фотобумаге) картинки завораживал, был равен чуду, чудом и являлся по сути. Так случилось и со мной, и с моим другом, нам в детстве близкие подарили фотоаппараты, тем самым предопределив выбор пути, а иногда и судьбы. Фотоаппарат «Смена», подаренный отцом Рафигу, привел его в профессию, проложил дорогу в фотографию, затем в команду президента Азербайджана, великого Гeйдapа Aлиeва, который с присущим ему умением разбираться в людях определил его роль — стать личным фотографом, снимать повседневную жизнь лидера страны и через его дела сохранить для будущего, для истории незабываемые, судьбоносные события.

А что это за понятие «личный фотограф»? На мой взгляд, личный фотограф может быть лишь у выдающейся личности, человека, который решает крупные вопросы, который находит ответы на вопросы, как жить дальше успешно и достойно целому народу, нации в большой семье народов мира, который может встретиться для переговоров и с президентами разных стран, и с императором Японии, и с Папой римским, и с королем Саудовской Аравии, встреча с которым по протоколу должна была быть 45 минут, а длилась более трех часов. Главы более чем ста стран были рады встрече и беседам с выдающимся политиком, одним из руководителей такой великой державы, как СССР, — Гeйдapом Aлиeвым. И рядом был его личный фотограф, Рафиг Багиров. В течение десяти лет — с 1993 по 2003 год — он снял не менее миллиона фотографий. И они теперь — наше окно в тот период, когда формировалось наше с вами будущее. И разве могло бы что-нибудь вызвать у нас большее чувство сопричастности, чем эти фотографии?!

Великий французский фотограф Анри Картье Брессон писал: «Реальность, которую мы видим, бесконечна, но лишь ее избранные, значимые, решающие моменты, которые нас чем-то поразили, остаются в нашей памяти. Из всех средств изображения только фотография может зафиксировать такой точный момент, мы играем с вещами, которые исчезают, и когда они исчезли, невозможно заставить их вернуться вновь. Для нас то, что исчезает, исчезает навсегда. Отсюда наша тревога о том, чтобы успеть и не упустить главное… Наша задача — отобрать значимые моменты реальности в процессе съемки, и только с помощью фотоаппарата. Не режиссируя происходящее во время съемки, не манипулируя изображением в лаборатории. Тем более что все эти трюкачества видны любому имеющему зрение».

Теперь, разглядывая фотографии президента Гeйдapа Aлиeва, наряду с многими фотографами из разных стран, имевших честь снимать его, вы будете видеть и кадры, запечатленные Рафигом Багировым.

Как-то, будучи в небольшом турецком городке, я увидел скромный памятник отцу нации — Ататюрку. На постаменте была выбита дата рождения, а даты смерти не было. Мне кажется, отличное решение. 10 мая каждый год мы отмечаем день рождения Гeйдapа Aлиeва. В этом году был девяносто четвертый день рождения. А через четыре дня — волею судьбы — семидесятилетие его личного фотографа Рафига Багирова. Десять славных, незабываемых лет рядом с великим именем. Десять лет, которые судьба подарила ему за верность, порядочность, профессионализм.

Рафиг ГАМБАРОВ

Азербайджанские известия.- 2017.- 13 мая.- С.3.