Мария ЗАХАРОВА, официальный представитель МИД РоссииМне стоит чаще приезжать в Азербайджан»

 

 

Официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария ЗАХАРОВА на прошлой неделе посетила музыкальный фестиваль «Жара», который проходил в Баку с 26 по 29 июля. В беседе со Sputnik-Азербайджан российский дипломат ответила на ряд вопросов.

 

 

— Как вы оцениваете фестиваль «Жара»?

— Я много о нем читала и слышала от знакомых. Но пока я сама не побывала на его открытии, мне даже в голову не приходило, что речь идет о таких масштабах. То, что делает Баку, принимая у себя такого масштаба мероприятия, — это уникально. Более того, на фестивале была и особая атмосфера — наблюдалось единение зрителей и артистов. Я считаю, что его особенность еще и в том, что артисты приезжают не просто исполнить песню, а также пообщаться с публикой, с бакинцами. Я такого никогда не видела.

— Его можно назвать своеобразным диалогом между Россией и Азербайджаном?

— Диалог — это разговор между двумя сторонами. А тут я бы сказала: это разговор, который включает в себя представителей и разных стран, и разных народов, и разных культур. И я снимаю шляпу перед Азербайджаном, который сумел предоставить такую площадку для по-настоящему мультикультурного общения. Не каждая страна и не каждый народ может такое придумать и реализовать.

— Вы частый гость в Баку. Как вам наш город и его жители?

— Я считаю, что мне бы стоило все-таки приезжать чаще. Приезжая сюда на протяжении нескольких лет, я с каждым разом вижу, как город все более расцветает. И я счастлива, что наблюдала этот процесс, что видела своими глазами то, как усилиями руководства Азербайджана и, конечно, самих жителей Баку приобретал свое все более прекрасное лицо — восстанавливались памятники традиционной архитектуры, музей под открытым небом с археологическими находками в Старом городе — это очень интересно. Моя мама, когда я уезжала в этот раз в Баку, посоветовала обязательно посмотреть Музей ковра. Я забежала туда на десять минут, мне показали всю экспозицию — она уникальна. Я увидела там также много туристов с Ближнего Востока. И несмотря на то, что у них своих ковров не меньше, так как традиции ковроткачества там тоже очень развиты, они все равно были, как и я, поражены увиденным.

Что же до людей, то я вижу, что бакинцы по-настоящему любят свой город и испытывают чувство гордости за него. Ведь он сочетает в себе и историческую зону, и современную, и, конечно же, курортную.

— Находясь здесь, вы все равно продолжаете работать. А раз так, то хотелось бы спросить, каково мнение Москвы в связи с карабахским урегулированием и возможными контактами как руководства двух стран, так и глав МИД?

— Москва приветствует контакты между Баку и Ереваном. И мы искренне рады тому, что по согласованию двух сторон эти контакты продолжаются. Мы всегда приветствовали и всегда способствовали развитию взаимоуважительного диалога между двумя странами.

 

Мы всегда исходили из того, что через диалог, через стимулирование этого общения между двумя столицами и достижение позитивных результатов возможны движение вперед и разрешение имеющихся проблемных вопросов. Россия, являясь и посредником в урегулировании карабахской проблемы, и другом как Армении, так и Азербайджана, заинтересована в том, чтобы урегулирование произошло.

— Накануне Пашинян заявил, что «у России есть все рычаги, все возможности, чтобы не допустить войны в Карабахе». Что думают об этом в Москве?

— Мне кажется, что тут даже не стоит цитировать кого-либо. Исторически Россия проявляла себя в качестве ответственного посредника, который неоднократно доказывал на деле свою конструктивную посредническую роль. Так будет и впредь. Наша позиция по карабахскому вопросу неизменна. И мне кажется, что здесь всегда надо помнить о том историческом опыте, который есть у России по посреднической роли в этом процессе.

— Как вы относитесь к визиту российской делегации в Карабах, в село Джоджуг Мерджанлы, в рамках политики России по созданию мира между Азербайджаном и Арменией?

— Москва четко излагает официальную позицию в отношении карабахского урегулирования. Эта позиция последовательная. Мы видим, как в современном мире рушатся все договоренности. Еще вчера являвшиеся страстными сторонниками той или иной концепции, идеи или взглядов, новые руководители государств отзывают подписи своих стран под документами. В связи с этим годами вырабатываемые документы, соглашения, декларации в одну секунду превращаются в ничего не значащие бумажки. Поэтому на сегодняшний день одна из важнейших составляющих для мировой стабильности — это последовательность в позициях крупных государств и крупных игроков в международных делах. И Россия именно такая страна. Каждый раз, когда возникают вопросы относительно официальной линии Москвы, вы можете быть уверены, что по карабахскому вопросу наша позиция четкая, она никогда не была двусмысленной, никогда не была нацелена на заигрывание. Все усилия были сконцентрированы на посреднической роли, конечной целью которой является достижение взаимоприемлемых договоренностей.

— Какова позиция России в отношении антиазербайджанских компаний в мире?

— И Россия, и Азербайджан, а также огромное количество стран как на постсоветском пространстве, так и в мире сейчас, к сожалению, становятся объектами либо информационных кампаний по дискредитации государств, либо жертвами фейкньюс в различных проявлениях. Это общая проблема. И очень важно находить общие подходы к решению этих вопросов.

На прошедших в МИД Азербайджана консультациях мы как раз обсуждали эту тему. И говорили о необходимости укреплять взаимодействие на площадках международных организаций. Мы рассказали азербайджанским коллегам о том, как ведем эту работу в МИД России.

Например, только в связи с чемпионатом мира по футболу Россия стала объектом огромного количества дискредитационных кампаний — от абсурдных фейковых вбросов до обвинений в национализме и даже расизме. Причем говорили об этом весьма солидные издания. И говорили это о нашей стране, где мирно живут представители огромного количества народов и национальностей. Противоядие против этого есть — это активная позиция, которая заключается и в ответах, и в разоблачениях подобных кампаний. Что мы, собственно говоря, и делаем. Такие же кампании по дискредитации испытывал на себе Азербайджан, когда проводил крупные спортивные и культурные мероприятия. Мы считаем, что все эти фейки необходимо разоблачать и делать это публично. Нужно писать письма в специализированные международные институты — ОБСЕ, Совет Европы. Есть специальный институт по свободе слова и защите прав журналистов, который регулярно критикует и Россию, и Азербайджан. И, к сожалению, бывает необъективен.

В связи с этим нужно работать также с профессиональным сообществом международных журналистов. Обращать их внимание на то, что происходит. Делать подборки, архивы видео, статей, публикаций, которые будут показывать, что в отношении страны в тот или иной период действительно была совершена информационная агрессия. Дело ведь даже не в том, что страдает та или иная страна. Дело в том, что большой урон наносится всему журналистскому сообществу. Как только начинает активизироваться очередная попытка проведения таких информационных кампаний, подрывается автоматически авторитет всех журналистов в мире. Люди просто теряют доверие к журналистике.

— Когда вы собираетесь в Баку в следующий раз?

— На консультациях, прошедших в МИД Азербайджана, мы с коллегами не только подвели итоги нашей предыдущей работы, но и наметили планы на будущее, которые в том числе связаны и с проведением консультаций, причем не только в двустороннем формате. Возможно, в ближайшем будущем мы сможем более детально на эту тему высказаться. Просто скажу, что были конкретные разговоры о расширении взаимодействия в информационном направлении. В связи с чем, я думаю, видеться будем чаще.

Кстати говоря, на консультациях также была отмечена атмосфера для работы журналистов в наших странах. Мы видим, как в некоторых странах относятся к российским СМИ, как русскоязычная пресса и телевидение подвергаются гонениям.

И та атмосфера, которую создает Азербайджан для людей, читающих на русском языке, пишущих на русском языке, не может не радовать. Мы за это поблагодарили наших азербайджанских коллег.

Это очень мудрая позиция. И она важна не только для России и наших соотечественников, она также говорит о том, что проводится взвешенная сбалансированная линия, которая в первую очередь выгодна самому Азербайджану. Особенно учитывая и исторические связи с Россией, и то количество людей, которые проживают в Азербайджане и разговаривают либо на двух языках, либо только на русском.

Ведь русский язык для Азербайджана точно не чужой. Более того, все это видят и русские люди. Очень важно для общения людей в наших странах то, когда они видят дружеское отношение к русской культуре и бережное сохранение того капитала, который был накоплен за те годы, что мы все находились в одной стране. У меня всегда вызывает удивление то, как этот культурный капитал разбазаривается в некоторых странах, и люди отказываются от того языка, на котором даже думают, просто в угоду какой-то политической конъюнктуре.

— Вы знаете какие-то слова на азербайджанском языке?

— Нет, не знаю. Но, наверное, это мое упущение. Надо будет в следующий раз выучить фразы и блеснуть своим знанием. Обещаю, что в следующий раз так и будет.

 

Азербайджанские известия.- 2018.- 2 августа.- С.1-2.