История дает ответы

 

Новый взгляд на аксиомы армяно-азербайджанского конфликта в 1905 году

 

 

Монография ученого секретаря Национального музея истории Азербайджана, доктора философии по истории Фархада Джаббарова «Армянский экстремизм на Южном Кавказе: вторая половина XIX — начало XX вв.», безусловно, привлечет и, судя по комментариям в Интернете, уже привлекла внимание далеко не только тех, кто занимается наукой. У этой работы много несомненных достоинств, как, впрочем, у всего, что выходит из-под пера этого талантливого ученого и просветителя. Но у данной монографии есть одно важнейшее качество — новый взгляд на проблему, которая остается актуальной, несмотря на время, отделяющее сегодняшние события от тех, к которым обратился автор.

 

Фархад Джаббаров еще до опубликования своей монографии высказался в печати о том, что причиной армяно-азербайджанского конфликта в 1905 году была не национальная политика Российской империи. Звучало удивительно, поскольку противоречило общепринятой по этому вопросу позиции, существовавшей долгие годы. Книга «Армянский экстремизм на Южном Кавказе: вторая половина XIX — начало XX вв.» дает обоснованную множеством документов расшифровку этой точки зрения ученого. Более того, ответы на многие волнующие нас и сегодня вопросы, связанные с армяно-азербайджанским конфликтом и агрессией Армении против нашей страны.

Посвятив первую главу теме различного отношения политики Российской империи к армянам и азербайджанцам, Ф.Джаббаров сумел внести в известную и в определенной степени исследованную тему новые документы, видение, основанное на привлечении источников, относящихся не только к Азербайджану, но и к Грузии. Убедительнейшим образом, с привлечением фактов и документов из российских и грузинских источников, он разбил в пух и прах мифологемы, создаваемые армянами, относительно особых способностей, талантов и предприимчивости, присущих этому народу.

Автор приводит в пример ситуацию в Грузии, которая была аналогична азербайджанской. «Обосновавшись на чужих землях, армяне так же, как и в Азербайджане, начали притеснять грузин, пользуясь покровительством российских властей. Тогда же армянские апологеты стали утверждать, что «неспособность» грузин к созидательной деятельности вытеснила их из экономической жизни своей родины. Ответ на это дал в свое время выдающийся грузинский писатель А.Церетели: «Что это за постоянные насмешки над грузинским народом, как будто у нас нет способности к коммерции? Для этого еще не было благоприятного момента, чтобы проявить тот дар. Пусть осуждают Грузию те, у кого больше талантов и дарований. Не дай бог, если грузинский народ начнет проявлять талант в изготовлении фальшивых весов и денег! Лучше ему исчезнуть совсем, чем превратить в профессию разорение страны». В этом ответе А.Церетели вполне отчетливо раскрыл, каким путем армяне добивались своего экономического преобладания на Южном Кавказе», — пишет автор.

Обстоятельно, почти скрупулезно ученый подвергает анализу избирательное отношение царских властей к азербайджанцам и армянам во всех областях жизнедеятельности — экономике, образовании, государственном управлении, службе в армии. Автор уделяет особое внимание роли армян в развитии азербайджанской нефтедобычи, приводя конкретные примеры их негативного влияния в противовес еще одному мифу об их «значительной» роли в создании этой отрасли.

Каждый раздел, каждая глава книги предоставляют новые данные, позволяющие читателю сформировать свое мнение о том, что долгие годы считалось аксиомой относительно первого армяно-азербайджанского конфликта в 1905 году. Как совершенно справедливо замечает автор, произошедшие события были гораздо большим, чем конфликт. Не случайно автор приводит название этим событиям в азербайджанском языке — «дава», что соответствует аналогу слова «война» в русском.

С этой точки зрения особый интерес представляет главная мысль, вернее позиция ученого. Вину за события на Южном Кавказе в 1905 году он возлагает на экстремизм армян, который имел весьма обширные задачи. И не ненависть представителей двух народов друг к другу стала причиной учиненной армянами в 1905 году резни азербайджанцев. И даже не «провокаторство» властей, как заявляли армяне на проведенном в феврале 1906 года в Тифлисе армяно-азербайджанском примирительном съезде, стало причиной резни. Цель лежала гораздо глубже. Недовольство действиями имперских властей, после долгих лет покровительственного отношения указавших армянам их место, что было вызвано интересами национальной политики России, послужило лишь внешним поводом для дальнейших событий на Южном Кавказе. Неудачные попытки привлечь в оппозицию российским властям азербайджанцев, отличавшихся и тогда лояльностью к правительству, вызвали реакцию, приведшую к печально известным событиям начала XX века. Но конкретную цель, стоящую за действиями и заявлениями армян, современники видели достаточно ясно.

На армяно-азербайджанском примирительном съезде, состоявшемся в Тифлисе в феврале 1906 года, делегат от Баку К.Карабеков озвучил истину со всей прямотой. Касаясь армянских обвинений в адрес правительства и мусульман, он напомнил армянским делегатам о том, как их революционные организации готовили провокации на Южном Кавказе: «Вы видите, что Россия, втянутая в трудную войну с Японией, терпит поражение за поражением, вы видите, что сегодня-завтра вспыхнет пожар революционных междоусобиц внутри России, вы видите, что Россия поколеблена в своем могуществе, вы видите, что будут моменты, когда русское правительство растеряется и не будет в состоянии задавить вас за ваши преступные деяния, вы, т.е. ваша партия («Дашнакцутюн».Ред.), переносит свою деятельность в пределы России и начинает энергично работать здесь. Вы начинаете терроризировать местные власти, вы покушаетесь на главноначальствующего, вы убиваете того-другого неугодного вам представителя власти и начинаете действовать террором на мусульман, думая, что мусульмане, как невежественный народ, не понимающий идеи солидарности и национализма, не сумеют препятствовать вашим вожделениям, и вы силой террора выгоните их с нужной вам территории и соберетесь в одно место и, пользуясь революцией, вытребуете себе территориальную автономию. Но ваш террор вызвал в Баку резню. Такие же ваши тенденции были причиной кровавых столкновений и в других городах. Вот откуда, по-нашему, война, вот где вся причина».

Монография Ф.Джаббарова настолько глубока, обстоятельна по объему введенных в научный оборот документов и интересна, что хочется ее постоянно перечитывать, вдумываясь в каждое заключение автора. Впервые армянский национал-экстремизм на территории России и в ее южном подбрюшье показан столь целостно во всех его проявлениях. Впервые обнажены подтексты деятельности партии «Дашнакцутюн», армянского духовенства, которое помогало, как пишет ученый, сепаратистскому движению не только морально, но и организационно.

Трагической кодой, завершающей книгу «Армянский экстремизм на Южном Кавказе: вторая половина XIX — начало XX вв.», стала последняя глава «Итоги и уроки армяно-азербайджанской резни 1905-1906 гг.» с ее финальным аккордом «…Повторить 1905 год»: геноцид мусульманского населения в Азербайджане в 1918 г. Рамки заявленной темы не позволили автору обратиться к анализу событий недавнего прошлого. Но мы-то знаем: неостановленный армянский национал-экстремизм жив и продолжает проявлять себя все упорнее, добиваясь поставленных целей. Монографию Фархада Джаббарова следует прочесть еще и потому, что нутро врага надо знать, если мы хотим его победить.

 

Элеонора АБАСКУЛИЕВА

Азербайджанские известия.- 2018.- 2 августа.- С.3.