Иреван — наша историческая земля

 

Богатое прошлое древнего

азербайджанского города предстает

в описаниях путешественников разных эпох

 

(Продолжение. Начало в №82-83 с.г.)

 

Город Иреван, его богатое историческое прошлое, полное славных героических страниц, дороги для каждого азербайджанца. Будучи неотъемлемой частью Азербайджана во все периоды своего существования, Иреван оставил глубокий след в историческом прошлом нашей страны. Интересные сведения об истории древнего азербайджанского города предоставили путешественники разных эпох.

Территория расположения города Иреван, входившего в древний и раннесредневековый периоды в состав государств Урарту, Ахеменидов, Сасанидов, Арабский халифат, в средние века — Саджидов, Саларидов, Шеддадидов, Сельджуков, Атабеков, Хулагуидов, Джелаиридов и государства Тимура, всегда находилась в пределах Азербайджана. С момента создания азербайджанского государства Гарагоюнлу (1410-1468) данная территория, называемая Чухурсад, получила еще более стремительное развитие.

Город Иреван был центром Чухурсадского бейлярбейства — одной из административных единиц в составе азербайджанского государства Сефевидов. Это бейлярбейство длительное время управлялось племенными эмирами Румлу, Устаджлы и Гаджар.

О городе Иреван оставили интересные сведения побывавшие здесь в разные времена путешественники. Эти сведения касаются в основном географического положения города, его величественных строений, жилых и общественных зданий, занятий населения и т.д.

Французский путешественник Жан-Батист Тавернье, побывавший в Иреване в 50-х годах XVII века, сообщает, что город состоял из двух частей — внутреннего города и наружного города. По его словам, во внутреннем городе проживали лишь сам хан, военачальники и военные. Ханский дворец был обращен в сторону реки. Хан очень силен, он обладает войском, способным в любое время защитить границу. Жилая часть в наружном городе, располагающемся на северо-западе Иревана, в 20 раз больше, чем во внутреннем.

Французский путешественник Жан Шарден, побывавший в Иреване в начале 70-х годов XVII века, писал, что большая часть города состоит из садов и виноградников. «Он расположен на окруженной со всех сторон горами равнине. С северо-западной стороны протекает река Занги, с юго-западной — река Гырхбулаг». Далее Ж.Шарден описывает внутренний город, то есть крепость: «Крепость крупнее небольшого города. Она овальной формы, окружностью в четыре тысячи шагов, состоит приблизительно из восьмисот домов. Там проживают лишь чистокровные гызылбаши… Для защиты крепости выделены две тысячи воинов. Дворец правителя находится внутри крепости… В городе и крепости много бань и караван-сараев».

В начале ХХ века посол Франции в Бельгии, известный исследователь Морис Эрбетт (1871-1929) в труде, посвященном Мухаммеду Рза беку Иреванскому («Иранский посол на приеме Людовика XIV», Париж, 1907), вновь представил описание города Иреван, оставленное Ж.Шарденом. Эрбетт добавляет, что Иреван (внутренний город.Ред.) был четырехугольной крепостью овальной формы. Крепость, возведенная из земли и глины, имела три стены. Она была окружена охраняемым башнями рвом, занимавшим узкую полосу земли. Крепость протянулась до оврага глубиной более 300 футов (примерно 91 метр.Ред.)… Ханский дворец располагался в крепости на краю оврага. По словам Шардена, воздух в Иреване был чистым, но очень холодным. Зима здесь была суровой и продолжительной.

Посетивший Иреван в XVII веке османский путешественник Эвлия Челеби дал интересные сведения об этом городе-крепости: «Имеется трое прочных железных ворот. Тебризские ворота открываются на юг, Мейданные, которые называют также воротами Яйлы, — на север. В этой же части находится площадь для игры в джарид. Наконец, третьи — Мостовые ворота … называют на аджемском (азербайджанском.Ред.) языке Дарвазеи-Пул. От османов тут осталось до сотни больших и малых пушек, а прочее воинское снаряжение — без счету». Согласно Челеби, «здесь стоит до трех тысяч воинов гарнизона [крепости], три тысячи воинов хана и семь тысяч войска эйялета. Место это несколько раз было ханством ханов. Здесь имеются кадий, молла, шейх-и шериф, калантар, даруга, ясаул-ага, курчибаши, эшик-ага, дизчёкен-ага, семь михмандаров и шехбендеров. Внутри города насчитывается приблизительно две тысячи шестьдесят крытых глиной домов. Самый благоустроенный из них — ханский дворец, который построил Эмир Гюн-хан. Поблизости от этого дворца, с левой стороны, шахский монетный двор, где чеканят и бисти. Большое предместье, расположенное перед воротами Яйлы, называют также Старым городом». И далее: «В этом предместье есть караван-сарай, соборная мечеть, рынок и базар. У моста разбит ханский виноградник. Здесь есть также много соборных мечетей, бань, рынков — это настоящий город».

В 1578 году иреванский бейлярбей азербайджанского государства Сефевидов Тохмаг хан построил внутри Иреванской крепости Ханский дворец, а напротив крепости, на правобережье реки Занги, заложил большой сад. Этот сад упоминается в исторической литературе как Ханский сад. Эвлия Челеби оставил сведения и о «подобном раю» дворце Toxмаг хана.

Несмотря на то, что во время сефевидо-османских войн XVI века Иреван неоднократно подвергался нападениям османских войск, жизнь в городе продолжала идти своим чередом. Согласно «Подробному описанию Иреванской провинции», составленному османскими чиновниками в 1590 году, город Иреван состоял в тот период из шести кварталов — Дерекёй, Мардирос, Мазара (Мирза.Ред.), Кичик Гайыг, Эяли, Бёркчю Охан. Армяноязычное название квартала Мардирос имеет объяснение. В результате захвата города Иреван османской армией азербайджанские тюрки в массовом порядке покинули город. Взамен них здесь разместили армянское население. В «Подробном описании» говорится о налогах, взимаемых с торговых объектов на иреванской улице Дайирмантепе, а также находящихся в городе Иреван красильне, конном рынке и т.д.

В «Подробном описании Иреванской провинции», составленном османскими чиновниками в 1728 году, город Иреван состоял уже из четырех кварталов — Кёхнешэхэр, Дамирбулаг, Дерекенд и Тепебаши.

Сообщения, оставленные путешественниками, позволяют говорить о том, что население Иреванского региона — неотделимой части Азербайджана — составляли азербайджанские тюрки.

Как уже было отмечено выше, французский путешественник Жан Шарден писал о наличии в Иреванской крепости около 800 домов, в которых живут исключительно гызылбаши — представители рода Сефевидов.

Немецкий путешественник Гаспари Шиллингер, посетивший Иреван летом 1700 года, также подтверждает, что азербайджанские тюрки как в численном, так и в политическом отношении составляли подавляющее большинство в городе Иреван. «Внутри города Иреван (то есть в пределах крепостных стен. — Ред.) проживают только иранцы (азербайджанские тюрки. — Ред.), а в относительно крупном городском поселке (скорее всего речь идет об Учкилсе. — Ред.) и в других местах проживают армянские купцы и ремесленники, обслуживающие церковь. Они платят иранцам (азербайджанским тюркам.Ред.) подати».

В труде Мами-Клерака «История Ирана» содержатся сообщения как самого Мами-Клерака, так и миссионера Монье относительно населения Иревана. Миссионер Монье, посетивший Иреван в начале XVIII века, а также Мами-Клерак, совершивший путешествие в Иреван в том же веке, отмечали, что армяне составляют одну четвертую часть, а азербайджанцы — подавляющее большинство населения города Иреван.

Согласно «Подробному описанию» от 1728 года, из проживающих в Иреванской провинции 71 583 человек 43 784 (61,2%) являлись тюрко-мусульманами, а 27 799 (38,8%) — христианами. Так как основной целью османов во время походов в Иреванскую провинцию было вытеснение шиитов, большинство убитых были мусульманами. С другой стороны, долю тюрко-мусульманского населения в этническом составе населения Иреванской провинции — 61,2% следует рассматривать как минимальную. Согласно «Подробному описанию», этнический состав населения города Иреван состоял из 428 семейных тюрко-мусульман, 224 семейных и 9 холостых христиан.

Авторы, исследовавшие «Подробное описание», приходят к выводу, что, если средняя иреванская семья состояла из 5 человек, то из 3369 жителей города 63,5% являлись тюрко-мусульманами, 36,5% — христианами, 14,9% — цыганами-христианами (500 человек). Из расчетов следует, что, вопреки утверждениям авторов армянских хроник о том, что армяне составляли большинство жителей города Иреван, их численность не превышала 21,6%.

Байрамов, О.

 

Азербайджанские известия.- 2018.- 7 августа.- С.2.