Иреван — наша историческая земля

 

Дворец иреванских ханов был жемчужиной азербайджанской архитектуры

(Продолжение. Начало

 

 

в №№82, 83, 85 и 86 с.г.)

 

 

Город Иреван, его богатое историческое прошлое, полное славных героических страниц, дороги для каждого азербайджанца. Будучи неотъемлемой частью Азербайджана во все периоды своего существования, Иреван оставил глубокий след в историческом прошлом и культурном наследии нашей страны. Жемчужиной азербайджанской архитектуры длительное время считался дворец иреванских ханов — Ханский (или Сардарский) дворец.

В 1578 году иреванский беглярбек азербайджанского государства Сефевидов Тохмаг хан построил внутри Иреванской крепости Ханский дворец, а напротив крепости, на правобережье реки Занги, заложил большой сад. Этот сад упоминается в исторической литературе как Ханский сад. В 40-е годы XVII века посетивший Южный Кавказ знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби дает сведения об Иреванской крепости и «подобном раю» дворце Toxмаг хана.

В период, когда правителем Иревана был сефевидский полководец Эмиргюнэ хан Гаджар (1604-1625), крепость и Ханский (Сардарский) дворец еще более укрепились и благоустроились. После землетрясения 1679 года Иреванская крепость, в том числе и Ханский дворец, была восстановлена Зал ханом (1679-1688).

В период перехода Иреванской провинции под власть османов Реджеп паша (1725-1728) осуществил значительные работы по строительству и благоустройству в дворцовом комплексе Иреванской крепости.

Годы правления иреванского хана Гусейнали хана Гаджара (1759-1783) и его сына Мухаммед хана (1784-1805) считаются временем расцвета города и крепости Иревана. Гусейнали хан Гаджар, в целях придания Ханскому дворцу еще более величественного вида, осуществил реконструкцию строения.

В 1791 году сын Гусейнали хана Мухаммед хан Гаджар построил Зеркальный зал Ханского дворца и Летний павильон в Ханском саду. Тем самым это величественное строение получило окончательное архитектурное решение в качестве монументального дворцового комплекса.

В период правления Гусейнгулу хана, а именно в 1810 году, дворцовый комплекс был капитально отремонтирован, к нему был добавлен ряд новых строений. Представитель тебризской школы живописи Мир Абдуррза довершил в 1815 году рисунки на стенах Ханского дворца.

Согласно составленному в 1837 году подробному плану Ханского дворца, строение занимало территорию примерно в 1 гектар. Дворец располагался в северо-западной части Иреванской крепости. Из крепости во дворец имелся вход. Двухэтажное здание дворца, предусмотренное для официальных мероприятий, было в форме трапеции (размеры 36x35x31x25 м). В центре дворца находилась большая веранда, где торжественно встречали шаха. В конце веранды располагались отделяющиеся друг от друга ажурами, украшенные цветными стеклами спальные места — альковы, открывающиеся на реку Занги.

Перед ханским троном в Зеркальном зале дворца был выложен в форме звезды бассейн из обладающих целительным свойством жилковатых агатовых камней. Бассейн, в центре которого бил маленький фонтан, нашел свое отражение в картине «Зеркальный зал» русского художника Г.Гагарина. Кроме того, к Ханскому дворцу примыкали еще два здания — в одном проживало ближайшее окружение хана, другое было подсобным строением.

Ханский дворец и гарем хана составляли единую архитектурную композицию. Гарем соединялся с дворцом через маленький коридор. Длина гарема, имевшего прямоугольную форму, составляла 200 футов (1 фут = 0,3048 м), ширина — приблизительно 125 футов. В гареме имелось множество комнат и коридоров. После завоевания Иреванской крепости российскими войсками на месте гарема был создан госпиталь. Ханский гарем был покрыт мрамором. Своим великолепием выделялась и украшенная мозаическими орнаментами баня. В гареме был широкий летний бассейн длиной 15 саженей (1 сажень = 2,1336 м), шириной 4 сажени, глубиной 3 аршина (1 аршин = 71,12 см). Все эти строения, включенные наряду с другими многочисленными зданиями внутри крепости в план во время «перестройки города Еревана», были целенаправленно уничтожены армянами.

Ханский дворец в Иреване по своей архитектурной форме, размеру, структуре, решению внутреннего объема и художественному оформлению был одним из выдающихся произведений восточной архитектуры. Он отразил в себе характерные особенности построенных в 1483 году в Тебризе правителем государства Аггоюнлу султаном Ягубом и в 1669 году в Исфахане шахом Сулейманом Сефеви дворцовых комплексов, именуемых «Хешт бехишт» («Восемь раев», то есть рай из восьми ярусов).

С точки зрения выбора рельефа и архитектурного решения дворцы ханов Хоя, Иревана и Шеки словно повторяли друг друга. Этот факт свидетельствует о том, что указанные дворцы были построены в одинаковом архитектурном стиле. Иреванский хан Гусейнали хан, осуществляя реконструкционные работы в Ханском дворце, обратился к своему родственнику, хойскому правителю Ахмед хану (1763-1786). В период правления Ахмед хана в городе Хой, на территории, охваченной глубоким рвом, схожей по рельефу с местом расположения Иреванской крепости, была возведена крепость с дворцом. Архитектором дворца был Мирза Джафар Хойлу. По просьбе Гусейнали хана Ахмед хан направил Мирзу Джафара Хойлу в Иреван для того, чтобы он руководил строительными работами в Ханском дворце.

Совершенно схожи друг с другом зеркальные залы ханских дворцов Иревана и Шеки. Это указывает на то, что возводившие их мастера являлись представителями одной и той же школы зодчества.

Французские путешественники Жан Батист Тавернье и Жан Батист Шарден побывали в городе Иреван соответственно в 1655 и 1673 годах. Они составили графические описания города, в которых изображены Иреванская крепость и строения внутри нее, включая и Ханский дворец. Шарден подробно рассказывает о приемах, которые устраивал в честь гостей иреванский правитель Сафигулу хан — любитель искусств и науки. Борцы, танцоры, певцы и музыканты, развлекая участников этих собраний, показывали свое мастерство. Автор характеризует представление, демонстрируемое музыкантами и танцорами посредством мимики, как оперу Востока.

Мориц фон Коцебу, военнослужащий немецкого происхождения, побывавший в 1817 году в Иреванском ханстве в составе направляющейся в Иран российской делегации, которую возглавлял Алексей Ермолов, описал находящиеся в Иреванской крепости Сардарский дворец и Летний павильон в Сардарском саду. Коцебу писал, что на стенах дворца висели маленькие зеркала различной формы, разноцветные цветы и маленькие картины. Напротив входа взоры привлекали портреты шаха (Фатали шаха.Ред.) и его сына Аббаса Мирзы, наряду с картинами, отражающими охотничьи состязания, и картиной с изображением нескольких женщин. Напротив открытой стороны зала находится открытая беседка с небольшим бассейном из белого мрамора и фонтана, с видом на прекрасный сад. Река Занги течет прямо под окном: вдоль ее берегов растут высокие деревья и красивый многоарочный каменный мост ведет на другую сторону берега, примыкающего к горе Агрыдаг (Арарат).

Коцебу повествует далее о Летнем павильоне, расположенном напротив Ханского дворца, в Ханском саду, который был разбит на правом берегу реки Занги. По его описанию, в центре павильона, построенного в азиатском архитектурном стиле, находился мраморный бассейн с фонтанами. Нежные звуки, воспроизводимые из маленьких колокольчиков, подвешенных на водных струях, ублажали слух хана.

Из этого ценного сообщения следует, что еще в начале XIX века во дворце иреванского хана существовал музыкальный фонтан в современном стиле. Иреванские ханы проводили в павильоне свое свободное время, слушая музыкантов. В утопающем же в цветах Ханском саду, который по своей красоте являл собой совершенное произведение искусства, устраивались, кроме того, приемы иностранных гостей.

Знаменитый русский писатель и дипломат Aлександр Сергеевич Грибоедов в качестве посла Российской империи в Иране также побывал во дворце иреванского хана в феврале 1819 года. Согласно Грибоедову, в этой стране (то есть в Иреванском ханстве.Ред.) первым после Аллаха, а в Гаджарском государстве — третьим влиятельным лицом считается сардар Гусейнгулу хан, который, следуя традиции, устраивает пиры в честь гостей.

 

 

Азербайджанские известия.- 2018.- 14 августа.- С.3.