Герой с дальних берегов

Мехти Гусейнзаде обессмертил свое имя подвигами в борьбе с немецким фашизмом

Среди ратных героев азербайджанского народа Мехти Гусейнзаде занимает особое место. Он отличился своей отвагой и бесстрашием вдали от Родины во время Второй мировой войны с гитлеровским фашизмом. 22 декабря текущего года исполняется ровно 100 лет со дня рождения этого легендарного партизана, внесшего своими подвигами посильный вклад в победу над чумой ХХ века. 23 июня 2018 года президент Азербайджана Ильxам Aлиeв подписал распоряжение «О проведении 100-летнего юбилея Мехти Гусейнзаде» — героического сына азербайджанского народа, видного представителя антифашистского движения Сопротивления в годы Второй мировой войны, Героя Советского Союза.

Мехти Гусейнзаде родился 22 декабря 1918 года в селении Новханы близ Баку. Его отец умер в 1922 году, а мать скончалась через пять лет после отца. Мехти рос с двумя сестрами под присмотром тети. Он учился в школе, которой руководил известный азербайджанский писатель Сулейман Сани Ахундов. С детских лет у мальчика проявились любовь к рисованию и литературе, сочинительству стихов. В 1932 году он поступил в Азербайджанское государственное художественное училище им. Азима Азимзаде, а спустя пять лет стал студентом Ленинградского института иностранных языков и проучился на факультете французского языка до 1940 года. Затем по семейным обстоятельствам вернулся в Баку и продолжил свое обучение в Азербайджанском педагогическом институте им. В.И.Ленина. В студенческие годы, будь это в Ленинграде или в Баку, он систематически занимался живописью.

В августе 1941 года его призвали в армию. По окончании ускоренных курсов подготовки командиров в Тбилисском военном училище он был отправлен на фронт. Лейтенант Мехти Гусейнзаде становится командиром минометного взвода и стойко переносит все тяготы и лишения военно-полевой жизни. Летом 1942 года в битве под Сталинградом Мехти, получив тяжелое ранение, попал в немецкий плен. После излечения в госпитале был перевезен в г. Миргород Полтавской области, где познакомился и подружился с земляком — таким же, как он, военнопленным-азербайджанцем Джавадом Акимовым (Хакимли), позднее сыгравшим в его судьбе и увековечении его памяти большую роль. Вскоре их обоих отправили с эшелоном военнопленных в Берлин, где в «4-м отделе переводчиков» М.Гусейнзаде и Джакимли в течение трех месяцев изучали немецкий язык. Благодаря своим незаурядным способностям М.Гусейнзаде вскоре довольно свободно владел немецким языком. После окончания курсов переводчиков, в апреле 1943 года, Мехти прибыл в

г. Штранс, где к тому времени из частей «Азербайджанского и Среднеазиатского легионов» формировалась 162-я «Туркестанская немецкая дивизия». Мехти Гусейнзаде был зачислен в так называемый пропагандистский и контрразведывательный отдел штаба 314-го полка этой дивизии, занимался организацией самодеятельности легионеров. Тем временем в марте 1943 года в Баку семья Гусейнзаде получила от советских военных властей извещение о том, что Мехти «пропал без вести».

Мысли о побеге из плена не оставляли Мехти. Поэтому когда немцы предложили ему учиться в контрразведывательной школе, он решил поближе познакомиться с порядками, существующими в фашистской армии и действиями их карательных органов, «овладеть их методами и способами», чтобы в подходящий момент использовать приобретенные знания против самих же фашистов. Дал согласие и был зачислен в указанную школу. Мехти прилежно учился, освоил разведывательно-диверсионную специальность.

В сентябре 1943 года, после капитуляции Италии, 162-я дивизия из Штранса была направлена в Северную Италию на подавление партизанского движения, охрану коммуникаций, военных объектов… Прибыв в составе 162-й дивизии в итальянский город Удине, вблизи границы со Словенией, Мехти стал налаживать связи с местными жителями, настроенными антифашистски, с тем чтобы с их помощью бежать к партизанам.

Вскоре эшелон легионеров был переброшен в город Триест, граничащий с Италией. Разработав план, М.Гусейнзаде вместе с Джакимли и Асадом Курбановым из 314-го полка при содействии местных патриотов совершили побег в сторону местечка Вилла Опчина. Скрываясь в лесах, друзья вскоре присоединились к партизанам 9-го югославско-итальянского корпуса имени Гарибальди, действовавшего на территории Адриатического приморья. После проверки и пополнения корпуса другими перебежчиками, легионерами-антифашистами они вошли в состав роты из советских военнопленных «Русская чета». Командиром ее стал Дж. Хакимли, а замполитом — Мехти Гусейнзаде.

В составе «Русской четы» М.Гусейнзаде блестяще осуществил несколько подрывных акций, был зачислен в штаб

9-го корпуса. Вскоре по предложению руководства корпуса М.Гусейнзаде стал командиром особой разведывательно-диверсионной группы, действовавшей на территории Словении и Северной Италии. Кстати, в документах КГБ, в поиски и работу с которыми вложил большие усилия тогда еще молодой сотрудник органов госбезопасности, будущий общенациональный лидер азербайджанского народа Гeйдap Aлиeв, по случаю подготовки посмертного представления Мехти Гусейнзаде к высокому званию Героя Советского Союза отмечены такие свидетельские и аналитические факты: «Знание немецкого языка и порядков в фашистской армии дало возможность Гусейнзаде и его группе проникать в места скопления немцев в форме военнослужащих немецкой армии, совершать диверсии»; «в связи с тем, что Гусейнзаде по уровню своего развития стоял выше других и отличался доброжелательностью, он в проводимых диверсиях был старшим, вернее возглавлял их»; «то он минировал железнодорожное полотно, пуская под откос немецкие воинские эшелоны, то взрывал в городе автомашины, то захватывал языка… Однако героизм и бесстрашие у Мехти в полную меру проявились лишь в его дальнейших крупных диверсионных операциях, снискавших к нему уважение и любовь местного населения и заставивших трепетать в страхе фашистских оккупантов».

В середине января 1944 года группой, возглавляемой «Михайло» (так конспиративно прозвали Мехти), были захвачены важные карты штаба гитлеровцев. В феврале того же года устроен взрыв в фашистских казармах. В апреле в Вилле Опчине был взорван кинотеатр (убито 80 и ранено 110 немецких солдат и офицеров). В том же месяце Мехти осуществил вторую крупную диверсию в портовом городе Триесте, где на улице Виа Гега он взорвал здание немецкого солдатского дома, в результате чего было убито и ранено 450 гитлеровских солдат и офицеров. В июне 1944 года он осуществил крупную диверсию: взорвал казино в Триесте, где также погибло много фашистов. Через несколько дней была осуществлена новая диверсия по уничтожению гостиницы для проезжавших через Триест немецких солдат и офицеров. В результате взрыва было убито и ранено 250 гитлеровских солдат и офицеров. Кроме того, Мехти со своей группой освободил из тюрьмы в североитальянском городе Удине 700 заключенных, в том числе 147 советских военнопленных. По задокументированным сведениям партизан читаем: «По имеющимся в штабе корпуса официальным данным, в результате диверсий, осуществленных «Михайло» (Мехти) в течение 9 месяцев 1944 года, было убито и ранено более 1000 немецких солдат и офицеров».

Немцы усиленно охотились за Мехти-«Михайло». За голову неуловимого и отважного партизана фашисты назначили награду — 400 тысяч лир. К концу октября штаб корпуса поручил Мехти провести с группой партизан операцию по вывозу обмундирования из немецких складов, находящихся в предместье города Горица. Операция не удалась, немцы начали преследовать группу Мехти. В селении Витовле немцы настигли партизан, остановившихся там на ночлег. 2 ноября 1944 года в завязавшейся ночной перестрелке Мехти погиб у лесной чащи. После ухода немцев жители деревни Витовле подобрали тело Мехти и похоронили его около своей деревни. Затем по указанию командования оно было перевезено партизанами на контролируемую ими территорию и с воинскими почестями погребено на кладбище местечка Чеповани.

Мехти посмертно был награжден югославским орденом «За храбрость». Он является героем и итальянского Сопротивления.  25 октября 2007 года недалеко от города Нова-Горицы, в местечке Шемпас, где ранее находился штаб партизанского корпуса, был открыт памятник-бюст Мехти Гусейнзаде работы известного азербайджанского скульптора Арифа Аскерова. 10 июня 2011 года в рамках официального визита президент Азербайджана Ильxам Aлиeв совместно с президентом Словении Данило Тюрком посетили мемориал доблестного сына азербайджанского народа Мехти Гусейнзаде в городе Нова-Горица. Главы государств приняли также участие в открытии в этом городе мемориального музея легендарного героя. Небезынтересно, но широкой общественности нашей республики, да и всего Советского Союза, о героизме бывшего военнопленного, советского офицера, партизана, бесстрашно воевавшего против фашистов вдали от Родины, на Адриатическом побережье, — «Михайло» стало известно лишь в 1954 году. Произошло это после издания в Баку на азербайджанском и русском языках книги-повести Имрана Касумова и Гасана Сеидбейли «На дальних берегах».

У советских компетентных органов, занимающихся фильтрацией бывших легионеров вермахта, еще с первых послевоенных лет накапливались сведения о героизме и гибели некоего Мехти Гусейнова, воевавшего в составе партизанских отрядов против фашистов вдали от Родины. До тогдашнего руководства Советского Союза информацию о героях Сопротивления — советских гражданах, воевавших против фашистов на территории их стран, сообщили руководители коммунистических партий Югославии и Италии — Иосип Броз Тито и Пальмиро Тольятти. В обоих списках фигурировало имя — Мехти Гусейнов. На основании директивных указаний тогдашнее Министерство госбезопасности СССР приступило к сбору сведений об этом герое европейского движения Сопротивления. В октябре 1951 года министром государственной безопасности Азербайджанской ССР генерал-майором С.Емельяновым была подготовлена справка, где было указано: «В процессе работы по выявлению… бывших участников 162-й Туркестанской «немецкой дивизии» в поле зрения МГБ Азербайджанской ССР попала героическая история деятельности и гибели некоего Гусейнова Мехти, бакинца. Принятыми мерами была установлена личность Гусейнова — Гусейнзаде Мехти Ганифа оглы, 1918 г. рождения, уроженец гаку. Также задокументированы его подвиги показаниями очевидцев. Гусейнзаде был храбрым, бесстрашным партизаном, пользовался большой симпатией и поддержкой со стороны населения Италии и Югославии, был начитан, знал наизусть многие произведения классиков азербайджанской литературы, своей жизнерадостностью и оптимизмом заражал товарищей».

На основании собранных материалов ЦК КП Азербайджана ходатайствовал перед ЦК КПСС о присвоении Гусейнзаде М.Г. звания Героя Советского Союза (посмертно). Однако материалы «были признаны недостаточными и в феврале 1956 года возвращены с предложением представления дополнительной документации о его подвигах путем опроса новых свидетелей из числа очевидцев. Наконец спустя год, 11 апреля 1957 г., указом Президиума Верховного Совета СССР Гусейнзаде Мехти Ганифа оглы было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Имя «Михайло», героизм Мехти Гусейнзаде навечно вошли в историческую память азербайджанского, да и других народов постсоветского пространства, бывшей Югославии, итальянцев и словенцев, в историю Второй мировой войны.

Своими подвигами Мехти Гусейнзаде обессмертил свое имя. Ему установлены монументальные памятники в родном Баку и в Словении. Да, он вернулся, в свою Отчизну — Азербайджан, в Баку, родное село Новханы! Он по-прежнему рядом с нами в скульптурах, бюстах, книгах, статьях, передачах радио и телевидения, кинофильмах, а самое главное — в благодарной людской памяти. О нем с уважением и гордостью вспоминают повсюду в Азербайджане и за его пределами. Особенно в эти дни его векового юбилея. Он своим героизмом восславил азербайджанский народ, поэтому «Михайло» — герой Мехти Гусейнзаде — бессмертен и он незабываем!

Низами АГАЕВ

Азербайджанские известия.-2018.- 22 декабря.- С.3.