Галина МАНАФОВА, директор Центра русской культурыЯ никогда не ощущала себя в Баку чужой»

Недавно Русская община Азербайджана торжественно отметила свой 25-летний юбилей. Этому знаменательному событию было приурочено много мероприятий, в том числе — конференция и концерт с участием гостей из Российской Федерации. А одним из запоминающихся событий торжеств стала презентация Центра русской культуры при общине, которая открыла свои двери после капитального ремонта. Об этом и многом другом директор ЦРК Галина МАНАФОВА рассказала корреспонденту «Азербайджанских известий» Галие AЛИEВОЙ.

— Центр русской культуры был открыт, как известно, еще в 90-е годы…

— Действительно, наш центр был создан вместе с Русской общиной в 1993 году, но не имел своего помещения вплоть до 1999-го, пока по инициативе общенационального лидера Гeйдapа Aлиeва Госкомимущества не выделил нынешнее помещение — почти 400 квадратных метров. С тех пор прошло почти 19 лет, и какой-то мелкий, косметический ремонт, конечно, был — обновлялись залы, менялась сантехника. Но вот настоящий большой ремонт мы начали только полгода назад.

— Кто его спонсировал?

— Осенью прошлого года в нашем центре побывал председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров, внимательно осмотрел здание и уехал, ничего не обещав. А через пару недель позвонил и сообщил, что нашел спонсора, который поможет с ремонтом. Им оказался питерский предприниматель Вагиф Манышев, председатель Национально-культурной автономии азербайджанцев города на Неве. А ремонт делали местные строители — с учетом наших пожеланий в дизайне, выборе материалов и т.д. Все эти шесть месяцев, что шла работа, мы не прекращали своих занятий, только отменили крупные мероприятия.

— Сколько кружков в вашем центре?

— Порядка десяти. Цифра все время разная, одни кружки закрываются, другие открываются. Вот был у нас, к примеру, года три назад клуб «У самовара» — закрылся, но по осени снова планируем его открыть. А из постоянно действующих могу назвать студии и кружки, рассчитанные на детей от 2 до 12 лет — «Умники и умницы», «Солнышко», «Ровесник», клуб авторской песни, танцевальные, прикладного искусства, шахматный, подготовки к школе и т.д.

— И все они платные?

— Нет, все педагоги работают на волонтерской основе. Лето у нас, как водится, «мертвый» сезон, все на каникулах, но уже с августа кто-то из сотрудников постоянно сидит в центре и ведет запись на новый учебный год.

— Ваш самый брендовый, так сказать, конкурс, — это, конечно, «Родники души»?

— Совершенно верно. В этом году мы провели его уже в 14-й раз. Цель и задачи этого музыкального смотра-фестиваля — популяризация и пропаганда русского музыкального, песенного и танцевального искусства, повышение уровня исполнительского мастерства, выявление талантов у молодых дарований. К участию в конкурсе допускаются как самодеятельные артисты, так и профессионалы. В нем участвуют учащиеся музыкальных школ и колледжей, БМА, Национальной консерватории, Университета искусств, отдельные коллективы и индивидуальные артисты. Сам конкурс проводим в помещении центра, а по его результатам — гала-концерт. Для него мы выбираем более широкую площадку — проводили в филармонии, Театре песни имени Рашида Бейбутова, Мугамном центре, последний гала-концерт состоялся во Дворце Шахрияра.

— Каков состав жюри?

— Оно у нас очень компетентное по всем нашим номинациям (русская классическая инструментальная и вокальная музыка, народная, современная и эстрадная песня, танец). Достаточно назвать их имена — народная артистка Азербайджана Натаван Шейхова, великолепные музыканты, доцент и профессор Бакинской музыкальной академии Инесса Кязимова и заслуженный педагог республики Циала Цинамдзгвришвили, известный дирижер Тофик Асланов, педагог хореографического училища Эллада Гаджиева. Как видите, не только профессионалы, но еще и именитые.

— А возраст участников конкурса?

— От 7 до 60 лет.

— И что можно сказать по его итогам? Как народ приобщается к прекрасному?

— Что касается профессионалов — тут все понятно: там глубокое знание темы, превосходное исполнение и т.д. А вот какая интересная тенденция, по-своему уникальная, появилась у нас за последние пять лет. К нам стали приходить дети, играющие русские произведения на национальных инструментах — таре, кеманче, сазе, кануне. Просто поразительно, удивительно звучит на них и классика, и современная инструментальная музыка! Поэтому мы и взяли за правило обязательно включать хотя бы по одному такому исполнению в гала-концерт независимо от того, лауреат это или просто дипломант, не занявший призового места. Это придает такое разнообразие концертной программе!

— В организации такого масштабного мероприятия наверняка не обходится без помощи госструктур?

— Естественно. Нам помогает Министерство культуры, выделяя средства и на проведение конкурса, и на небольшие премии, у нас ведь 18 мест, по три места в каждой из шести номинаций. Некоторым бывает не нужен материальный приз, а только — минута славы. Но мы считаем, что даже не очень весомая денежная премия стимулирует ребят.

— Вы сказали, что среди конкурсантов есть и 60-летние. И такие находятся?

— Более того: записываться на конкурс приходят даже люди старше означенного возраста, далеко за 60. У нас, к примеру, есть вокальный ансамбль «Играй, гармонь!» — в нем почти все пенсионеры. Очень хорошие певуньи и в Сумгайытском ансамбле а капеллы, такие энтузиастки, сами шьют сарафаны, костюмы. Так что записаться на конкурс может любой — независимо от профессии, национальности и вероисповедания. Поэтому у нас и существует категория «самодеятельность».

— Прежний руководитель Центра русской культуры покойная Светлана Баринова была по образованию музыкантом (доцентом Бакинской музыкальной академии). В немалой степени это обстоятельство определяло успех работы центра. А кто вы по специальности?

— У меня тоже музыкальное образование. Я окончила Махачкалинское музучилище по классу фортепиано, кстати, с красным дипломом, затем — музыкальный факультет Дагестанского педагогического института и сразу же начала работать по направлению в педучилище, в Избербаше. В 1982 году переехала в Баку (супруг — морской офицер), преподавала в музыкальной школе, детском саду, в военно-морском училище читала лекции по истории культуры (был такой предмет для политработников, военных юристов и финансистов), параллельно преподавала культурологию в бывшем Институте политологии, а 20 лет назад окончательно занялась общественной работой, став председателем районного отделения Русской общины Хатаинского района. С 2013 года возглавляю Центр русской культуры.

— Галина Яковлевна, а какую помощь вам оказывает община?

— Огромную. Мы очень благодарны нашему председателю — первому и бессменному руководителю Михаилу Забелину. Михаил Юрьевич — известный и очень уважаемый в стране общественно-политический деятель, депутат Милли меджлиса. Без его поддержки не только нашему центру, но и всей общине было бы невероятно трудно.

— А вам самой комфортно жить в Азербайджане?

— Безусловно. Во-первых, еще и потому, что я родом с Кавказа, из Чечни, родилась в семье кубанских казаков. И за эти 40 лет, что живу в Баку, меня еще никто не обидел. Азербайджанцы ведь очень доброжелательны, это факт известный, и я никогда не ощущала себя здесь чужой.

— ЦРК всегда отличался новогодними представлениями — яркими, красочными, которые всегда собирали аншлаг.

— Мы и сейчас стараемся поддерживать марку, каждый год пишем новые сценарии, а билеты на елку начинаем реализовывать уже с 1 ноября.

— Вы также тесно сотрудничаете с общественными организациями российских соотечественников?

— Конечно, у нас ведь с ними общие цели, задачи, очень часто — общие мероприятия. Наш центр является членом Координационного совета ОО российских соотечественников.

— Всегда ли находите понимание с местными властями? Все ли ваши обращения рассматриваются оперативно и адекватно?

— Сказать, что среди всех граждан мы имеем какой-то особый статус, нельзя, все решается на законодательном уровне. Помогают проводить праздники, вот недавно так широко и красиво отметили православную Пасху, пригласили всех руководителей общественных организаций района. Были даже гости из России, очень им понравилось — и угощение, и концерт.

— А бывают ли жалобы у русских бакинцев?

— Очень редко, да и то они, как правило, носят бытовой характер. Расскажу такой случай. Несколько лет назад на бывшем заводе XXII партсъезда случилось массовое сокращение рабочих. Ко мне обратились русские — мол, уволили по национальному признаку. Я поехала в отдел кадров завода (а меня еще в районе знают как члена женсовета партии «Ени Азербайджан»), поинтересовалась, что и как. Передо мной положили списки уволенных — из 200 человек только девять русских. Я потом собрала тех работяг и задала им только один вопрос: «Вы считаете, что надо было оставить одних русских, а азербайджанцев сократить?». И они все поняли. Ведь очень часто люди сами неверно расставляют акценты.

Азербайджанские известия.- 2018. 5 июля.- С.3.