Аждар ЗЕЙНАЛОВ, актерРолей в моей жизни было немало и каждая интересна по-своему»

История жизни Аждара Зейналова, как и любого нашего соотечественника, изгнанного с земли отцов и ставшего беженцем в результате политики этнических чисток, проводимой руководством Армении, трагична уже с этой точки зрения. Но есть и другой аспект — несмотря на все перипетии судьбы, он состоялся как актер: отдал Иреванскому государственному драматическому театру около 30 лет жизни, успешно снимается в фильмах и телесериалах. Об этом и многом другом — в беседе Аждара ЗЕЙНАЛОВА с корреспондентом «Азербайджанских известий» Элеонорой АБАСКУЛИЕВОЙ.

— Я увидела вас в одной из студенческих дипломных работ и поразилась тому, как вы сумели на материале 10-минутного фильма создать образ, который заставляет задуматься о многом. И в этой связи сразу два вопроса. Есть для вас большие и маленькие роли? И чем для вас интересно участие в студенческих работах?

— Я нередко помогаю будущим режиссерам, операторам, актерам в их курсовых и дипломных работах. Без-воз-мезд-но. Из любви к искусству и его будущему. Так что если вы видели мою последнюю роль старого врача в этой дипломной короткометражке, то, наверное, поняли, что я не делю роли на большие и маленькие, хотя в театре большей частью играл главные. Да и как можно оценивать их по размеру или значимости? Профессионализм актера, на мой взгляд, в этом и заключается. Я вспоминаю годы своей молодости, комедию «Ахмед харададыр?» и то, как блистательно сыграл там свою малюсенькую без слов роль великий Башир Сафарогу. Или образы, создаваемые Алиагой Агаевым. У меня в театре так сложилось, что практически не было эпизодических ролей. Не знаю, хорошо это или плохо. Но вот студенческие работы (та, о который вы говорите — короткометражка «Незамеченный подвиг», — далеко не единственная) дают возможность попробовать себя и в такой ипостаси.

— А все-таки актером какого амплуа вы себя считаете?

— Скорее всего драматическим. Но сегодня, не секрет, актер не может особенно выбирать роль или играть то, что ему хочется. К сожалению, у нас не принято писать пьесы или ставить на конкретного артиста. А играть не просто хочется. Это необходимо, если ты выбрал эту стезю.

— А когда вы ее выбрали и где учились?

— Мне было 18 лет, когда я впервые вышел на большую сцену в пьесе Иси Меликзаде «Gяl qohum olaq» («Давай станем родственниками») в роли Адалята. Это было в Иреванском театре им. Джжаббарлы. В тот же год меня как подающего надежды молодого актера послали на учебу в Баку. В 1988 году я окончил Азербайджанский государственный институт искусств им. М.А.Aлиeва, факультет актера театра и кино. Я очень рвался вернуться в родной театр, но мне не давали туда направления, что очень меня удивляло. Человек я был молодой и не мог понять, почему, когда все рвутся остаться в Баку, мне не дают возможности поработать в театре, который дал мне путевку на сцену. Но, чтобы прояснить ситуацию, непонятную мне тогда и ясную всем сегодня, напомню, что это был 1988 год. Пришлось пойти в Министерство культуры. Покойный министр культуры Закир Багиров очень заботливо ко мне отнесся, предлагал мне не торопиться и готов был рекомендовать на работу в любом из столичных театров. Но я выходил на сцену в Театре юного зрителя в ожидании возвращения в любимый и родной театр.

— Действительно, большинство молодых актеров были бы счастливы, если бы им сделали такое предложение, как вам. Что вас так тянуло в театр в Ереване, который большую часть своей истории именовался там народным театром при том или ином районе?

Иреванский государственный драматический театр, в котором теперь я хотя уже и не работаю, — это мой дом, моя актерская судьба, часть истории нашего народа. Есть много замечательных монографий о нем, написанных прекрасными знатоками театра и жизни азербайджанцев на своей земле, превращенной армянами для них в чужбину, — Сабира Ризаева, Исрафила Мамедова, Ильxама Рагимли и еще многих, в которых подробно изложены история театра и творческий путь его актеров. Этот театр, который в 2006 году отметил свой 125-летний юбилей, как бы его ни называли, сыграл огромную роль в культурной жизни азербайджанцев Армении, бывал неоднократно с гастролями в Азербайджане. Правда, последние гастроли сюда, как рассказывали коллеги, были вынужденными. Министерство культуры Армении в принудительном порядке командировало Иреванский театр на гастроли в Азербайджан с тем, чтобы театр больше не смог вернуться. Так и случилось. 3 декабря театр, побывав со своими спектаклями в Лянкяране, Джалилабаде и Нефтчале, не смог возвратиться. Актеры театра вернулись в Иреван и с большим трудом вывезли из города свои семьи. Тогда и стало ясно, почему меня не хотели направлять в Армению. Политическая обстановка была настолько накалена, что в верхах уже понимали, к чему все идет. Как сотни тысяч наших соотечественников были изгнаны из Армении, так и актеры Иреванского драматического театра вынуждены были переехать в Азербайджан. А судьба нашего родного театра в те тяжелые времена складывалась, прямо скажем, нелегко. В 1989 году он начал свою деятельность в качестве театра-студии при Азербайджанском государственном академическом национальном драматическом театре. В 2008 году постановлением Кабинета министров Азербайджана Дом культуры им. М.Расулзаде, расположенный на территории Бинагадинского района, был передан на баланс Иреванского государственного азербайджанского драматического театра им. Джжаббарлы. Тогда-то он, наконец, получил статус государственного и свое здание.

— А в каких спектаклях вы играли? Что вам запомнилось особо?

— Я не жалуюсь на судьбу, ролей было немало, и каждая была интересна по-своему. Названия самих спектаклей говорят о многом — З.Ягубов «Беженцы», И.Эфендиев «Песня осталась в горах», Н.Думбадзе «Белые флаги», К.Гольдони «Забавный случай», М.Ф.Ахундов «Везирь Ленкоранского ханства», А.П.Чехов «Медведь». Роль в этом спектакле — одна из моих последних в театре. У нас получился замечательный спектакль, на него охотно шел зритель. Но так уж случилось, что руководство театра решило показывать не всю пьесу, а только часть, а потом и ее сняло с репертуара. Актер, сами понимаете, человек зависимый. Но вот уже пять лет на договорной основе я играю в Азербайджанском государственном академическом национальном драматическом театре в спектакле по пьесе Эльчина «Судьба профессионала» в роли губернатора. К слову сказать, меня не один раз приглашали в главный театр нашей страны — тогда не мог расстаться с родным театром, а потом все же пришлось.

— Но вы ведь снимались и в большом кино, а не только в студенческих короткометражках.

— Да, конечно, я ведь по специальности актер театра и кино. Мои кинематографические дебюты состоялись в фильмах Т.Тагизаде «Kюpяk» («Тварь») и Ю.Гусмана «Не бойся, я с тобой». А потом были еще интересные роли у О.Миркасимова в «Умереть отомщенным», Я.Рзаева «Дронго — танец добра и зла» и других, снимался и в сериалах. Актеры такой народ — жить без работы и вне профессии мы не можем.

Азербайджанские известия.- 2018.- 23 июня.- С.3.