Ален ЮПЕР, сенатор ФранцииСМИ нашей страны несправедливы к Азербайджану»

Организацией Объединенных Наций были приняты 4 резолюции, содержащие требование освободить оккупированные территории Азербайджана. Парламентарии Азербайджана и Армении должны вести диалог, Сенат Франции может стать площадкой для этого, считает французский сенатор. Об этом и многом другом — в интервью председателя группы дружбы Франция — Кавказ Сената Франции, сенатора Алена ЮПЕРА западноевропейскому бюро Report.

— Была ли у вас какая-либо информация об Азербайджане до того, как вы возглавили группу дружбы Франция — Кавказ?

— Вот уже несколько месяцев я возглавляю Кавказскую группу в Сенате Франции. До назначения мне однажды довелось бывать в Азербайджане. Но все же я не мог похвастаться хорошим знанием страны. Но я знал, что Азербайджан — светское государство, тем оно и привлекло меня. Азербайджан — мусульманская страна, и в то же время — это светское государство. Это — редкое сочетание. В вашей стране мечети, церкви и синагоги соседствуют друг с другом. Во главу угла ставится общность интересов граждан.

— Как получилось, что вы решили возглавить Кавказскую группу в Сенате Франции?

— Кавказ — очень сложный регион, богатый опытом и эмоциями. Сейчас я читаю «Вечное возвращение» Сильвена Тессона о Кавказе. В книге, в лице простых людей, воссоздана история Кавказа. Воистину Азербайджан — страна, где проживают искренние, душевные люди. Азербайджан — богатый край, и это отрадно. Но именно данное обстоятельство порождает зависть и умножает число недоброжелателей.

Отвечая на ваш вопрос, хочу отметить, что мой отец был участником движения французского Сопротивления. Если бы приход к власти Шарля де Голля припозднился хотя бы на два часа, возможно, и меня не было бы на этом свете. Я не могу закрыть глаза на несправедливость, мне по нраву говорить правду. Я был в Азербайджане, но я слышу, и то, что говорят о вашей стране во Франции. Вы живете в очень непростом ареале. Россия напоминает мне кошку, пытающуюся поймать мышь. В Турции и Иране широко распространен фанатизм. Стоит только Азербайджану дрогнуть, как фанатики все приберут к рукам. Вы должны связывать свое будущее с Европой.

— Как вы оцениваете нынешнее развитие Азербайджана?

— Меня весьма привлекает светскость Азербайджана, это порождает интерес, сближает с вашей страной. Эта особенность — пример для других стран. В ходе «Арабской весны» мы стали свидетелями безвыходной ситуации, в которой оказались мусульманские страны, восставшие против действующих властей. Кто пришел к власти в этих странах на смену свергнутых ими правителей? Их сменили фанатики. Минуло 30 лет, как вы распрощались с коммунизмом. Вам посчастливилось избавиться от этого режима. Азербайджан сумел создать своего рода переход от деспотичного режима к западной демократии. У нас этот процесс занял несравнимо долгое время.

Для построения демократии нам потребовалось не 30 лет, а целых два века, поэтому мы — западные страны должны перестать поучать кого бы то ни было. Крайне неверно учить другие страны. Мы наставничали много раз, это именовалось правом вмешательства. Одним из авторов такого подхода был экс-министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер. Это весьма опасный шаг, так как мы не «обслуживаем после продажи». События в Ливии должны стать уроком для нас. Мы уничтожили диктаторский режим в этой стране, однако президент Франции, пришедший к власти после Николя Саркози, не «обслужил после продажи». Мы должны были посодействовать установлению в Ливии ограниченной демократии. Вы же пришли к этому сами, без стороннего вмешательства. Возможно, здесь сыграло положительную роль наследие советской эпохи, поскольку коммунизм отдалил религию от власти. Но не стоит забывать, что в свое время азербайджанский народ был свидетелем политики массового переселения людей.

— Какой вклад может внести возглавляемая вами группа в дело мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта?

— В беседе со мной знаменитый израильский политик и государственный деятель Шимон Перес сказал как-то, что существуют две формы восприятия оптимизма: либо принимать жизнь как чашу, заполненную лишь наполовину, либо же продолжать наполнять ее. Он говорил, что, несмотря на преклонный возраст, а ему 93 года, не ощущает себя старцем, продолжая усилия по воцарению мира и наполнению той самой чаши. Полагаю, и нам следует быть такими же оптимистично настроенными. Совет Безопасности ООН в свое время принял 4 резолюции, содержащие требование освободить оккупированные территории Азербайджана. На мой взгляд, парламентарии Азербайджана и Армении должны вести диалог, Сенат Франции может стать площадкой для этого.

— Французская пресса часто тиражирует не соответствующую действительности информацию об Азербайджане. Как, на ваш взгляд, можно пресечь подобное?

— Верно, СМИ Франции пытаются тем самым нанести удар по имиджу Азербайджана, и все это исходит от того, что ими манипулируют различные лобби. На сегодняшний день они ведут себя крайне несправедливо по отношению к Азербайджану. Однако угождение — признак слабости. Азербайджан должен стремиться повысить свой имидж во Франции. Продолжайте опираться в этом деле на международную общественность.

Во Франции не очень хорошо знакомы с Азербайджаном. Немногие французы верно укажут расположение Азербайджана на карте. Рассказывая о своей стране, вы, в основном говорите о нагорно-карабахском конфликте. Другие же страны упоминают не о конфликтах, а о новых технологиях. Если французская пресса публикует материалы, клевещущие на Азербайджан, не следует гневаться, нужно быть выше этого и продолжать начатое. Ныне президент Азербайджана Ильxам Aлиeв принимает зарубежных депутатов и сенаторов, а, скажем, президент Франции сенаторов других стран не принимает. Ваша страна своей открытостью напоминает мне Израиль. И проблемы ваши схожи. Азербайджан, как и Израиль, интенсивно развивается, неукоснительно следуя вперед. Трудности, с которыми довелось столкнуться Азербайджану, не могут воспрепятствовать развитию и процветанию республики. Рай невозможно создать одним щелчком. История пишется шаг за шагом. История походит на книгу, которую вынужденно перелистываешь постранично. Со вступления невозможно сразу перескочить в конец. Каждая страница равносильна году, одному событию.

— Как вы оцениваете нынешний уровень двустороннего азербайджано-французского межпарламентского сотрудничества?

— Основная задача сейчас — укрепление межпарламентских связей. Пока мне не довелось встретиться с азербайджанскими коллегами, но я стремлюсь к этому. Межпарламентское сотрудничество — важный фактор развития межгосударственных отношений. Как известно, в мире существуют две формы дипломатии — исполнительная и парламентская. Я — участник парламентской дипломатии. Мы, будучи участниками парламентской дипломатии, при необходимости должны стремиться к внедрению новых, всесторонних подходов в работе исполнительной дипломатии.

— Каковы, на ваш взгляд, наиболее перспективные области азербайджано-французского сотрудничества?

— В Азербайджане есть потребность в специалистах по очистке воды. Франция превалирует в мире по числу таких специалистов. Мы должны развивать наше сотрудничество в этой области. Азербайджан может приложить больше усилий в направлении развития туризма. Нужно повысить внимание к работе исследовательских центров. И здесь азербайджано-французское сотрудничество может оказаться весьма плодотворным. Азербайджан — капиталистическая страна. Ей надо быть более открытой для зарубежных инвесторов. Стране нужно следовать курсом либерального капитализма.

— Азербайджан — молодая страна, не опасен ли будет переход к либеральному капитализму?

— Азербайджан сумел организовать систему выдачи визы в течение двух часов, создать модель ASAN xidmяt, не имеющую аналогов в мире, а значит, с легкостью сможет перейти к либеральному капитализму.

Азербайджанские известия.- 2018.- 26 июня.- С.1-2.