Идрис AЛИEВ, руководитель Абшеронской археологической экспедицииОбъект, раскопанный в Ичеришэхэр, оказался в первозданном состоянии»

Ичеришэхэр, пожалуй, один из самых популярных исторических объектов Баку, привлекающий не только гостей столицы, но и самих бакинцев. Посему и проводимые здесь археологические изыскания всегда вызывают интерес общественности. О раскопках в Старом городе и научной ценности обнаруженных артефактов в беседе с корреспондентом «Азербайджанских известий» Элеонорой АБАСКУЛИЕВОЙ рассказал руководитель Абшеронской экспедиции, заведующий научным архивом Института археологии и этнографии НАНА Идрис AЛИEВ.

— До недавнего времени большинство жителей Баку считали, что ханский дворец — это Дворец Ширваншахов. А оказалось, что это не совсем правильно.

— Дворцовый комплекс бакинских ханов действительно нередко путали с другим более известным памятником, который также находится на территории Ичеришэхэр, но принадлежит к совершенно иному периоду возведения, — ансамблем Дворца Ширваншахов. К тому же он поражает своей архитектурной роскошью, художественно-эстетическими приемами. Ну как не принять его за ханский дворец? К такой подмене названий привело еще и то, что зарубежные гости, делая зарисовки Баку и его окрестностей, нередко под изображением Дворца Ширваншахов ставили подпись: ханский дворец. В последние полвека, благодаря проведенным специалистами детальным исследованиям, дворцу бакинских ханов было возвращено его подлинное название, связанное с его назначением и статусом.

Бакинские ханы построили свой дворец у крепостных стен на площади слева от Шамахинских ворот. Отсутствие вокруг территории дворца специальных оборонительных стен компенсировалось тщательным выбором места его расположения. С одной стороны, комплекс был близок к Шамахинским воротам, а с другой — стены ханского дома непосредственно выходили к морскому берегу. Таким образом, хану были обеспечены два пути спасения при возникновении опасности. Наиболее вероятным временем строительства этого комплекса следует признать XVIII век, когда бакинские ханы приобрели относительную самостоятельность.

Архитектура комплекса бакинских ханов была значительно скромнее построек дворцов Ширваншахов или шекинских ханов — скорее напоминает привычные для Абшерона большие сооружения различного предназначения. Он был построен в восточноевропейском стиле, особенно прекрасна была роспись стен и потолков растительными орнаментами и батальными сценами. Современники замечали «чисто восточную роскошь» убранства главных залов этого просторного ансамбля. Как отмечают в своей книге «Искусство Азербайджана IV-XVIII веков» Л.Бретаницкий, Б.Веймарн, особую драгоценность составляли исторические картины, писанные весьма искусно на стенах масляными красками и потом раззолоченные.

— Ханский дворец представлял собой одно просторное здание?

— Нет, конечно. Сведения о дворце бакинских ханов наиболее полно отражены в сохранившихся обмерах начала ХIХ века, чертежах, датированных 30 октября 1809 года. В планах указывается, что это был обширный жилой комплекс, сгруппированный вокруг пяти дворов. Первый, большой, очевидно,‚ и был двором собственно ханского дворца — посредине него находился небольшой сад с бассейном. Два других названы «дом Абдурагим-бека» и «дом Мегди Кули-бека». Два остальных не обозначены. Жилые корпуса, сосредоточенные вокруг дворов, представляли, судя по разрезам и фасадам, двухэтажные сооружения. По своей планировке жилые корпуса были двух типов. Одни из них запутанны и вызывают ассоциацию с планировкой Дворца Ширваншахов. Вторая же группа представляла собой сооружения с однорядными помещениями. Они располагались там, где долгие годы находилась военная комендатура. Комплекс дворца бакинских ханов сохранялся частично до середины ХIХ века. Об этом свидетельствует следующее сообщение: «В крепости стоит дом последнего независимого хана Баку Гусейн Кули-хана. Этот четырехугольник с большими воротами посредине — ныне жилище». Именно на этом месте в ханские времена был сад с водоемом, из которого бил фонтан. До настоящего времени от величавого дворца сохранились входной портал и отреставрированная малая мечеть. В 1985-1986 годах на территории комплекса проводились археологические раскопки. Помимо большого количества образцов материальной культуры, были выявлены водопровод и подземные архитектурные сооружения.

— В какой части дворцового комплекса вы вели раскопки на территории бывшей военной комендатуры?

— Так уж случилось, что помещения ханского дворца еще со времени захвата ханства Российской империей были отданы военным. В 1806 году здесь размещался русский боевой гарнизон, а в советский период — военная комендатура. В связи с общим планом реконструкции Баку и Ичеришэхэр в частности мы провели археологические работы на территории бани (хамама) дворцового комплекса, которая находилась под землей у самых крепостных стен. Я не случайно обратил внимание на то, что территория ханского дворца практически два века была «оккупирована» военными, что, как оказалось, в определенной степени явилось положительным фактором. Поскольку это был военный объект, здесь никакие работы не проводились, ничего не строилось, ничего намеренно не разрушалось и, как показали раскопки на территории бани, это стало причиной хорошей сохранности объекта. Военные просто засыпали полуразрушенные купола и стены бани. Конечно, по источникам было известно, что в дворцовом комплексе существовала баня, но степень сохранности, которую мы обнаружили, нас, честно говоря, удивила. С точки зрения археологов это уже была удача. Раздевальни, купальни, кельи сохранились процентов на 80, а вот купола были почти разрушены. Хоть баня и была обычного типа, однако, поскольку она была частью дворцового комплекса, то она отличалась размерами. Там большая площадь, порядка 300 квадратных метров.

После того, как в ханском дворце разместился русский боевой гарнизон, ханская баня стала карантинной. Караваны купцов, следовавшие по Шелковому пути через Баку, проходили таможню, а затем отправлялись в баню. Только после дезинфекции им разрешалось входить в город. Так серьезно следовали соблюдению правил гигиены и санитарии.

— А что удалось обнаружить в ходе археологических изысканий?

— Мы обнаружили больше 200 керамических светильников, покрытых глазурью, которыми освещалась баня. Интересная деталь, в комнате смотрителя обнаружены и поврежденные чираги. Но не временем, а в процессе использования. Их не выбрасывали, видимо, для того, чтобы потом отчитаться. Было найдено немало монет — как бакинского, местного чекана, так и монеты Российской империи, относящиеся к началу XIX века вплоть до его середины. Попалась нам одна шамахинская серебряная монета. Полуразрушенную баню, которая не представляла для военных интереса, они просто поэтапно засыпали грунтом. Среди этого мусора тоже было немало находок — православный складень, состоящий из трех частей, с изображением Николая-угодника, покровителя военных, правда, от него сохранились две части. Были найдены солдатские вещи — курительные трубки, кокарды, пуговицы, на некоторых пушки, значит, речь шла об артиллерии. Я долго ломал голову над одной находкой — камня с дыркой посредине. А потом понял: это инструмент для трубочистов. Они привязывали камень через дырку веревкой и опускали в трубу, счищая сажу и копоть, а веревка нужна была для того, чтобы камень не упал. Еще одна интересная находка — железное колесо с корабельной пушки. Такие колеса укрепляли на крепостных стенах, чтобы использовать в случае нападения.

— Какие выводы позволила сделать эта археологическая экспедиция, вернее ее результаты?

— Главное — мы теперь имеем четкое представление о системе обогрева, подачи воды в те времена в банях, которые, как известно, занимали особое место в жизни горожан. Но еще более важно, что объект, который мы раскопали, находился в своем первозданном состоянии, что, согласитесь, бывает нечасто.

Азербайджанские известия.- 2018.-25 января.- С.3.