Мугам без границ

Совместное выступление Пьера де Трегомайна и Гочага Аскерова стало одним из ярчайших событий Недели франкофонии в Баку

Прославленный дуэт известного азербайджанского ханенде, заслуженного артиста Гочага Аскерова и французского джазмена, лауреата международных конкурсов Пьера де Трегомайна уже в третий раз участвует в ежегодных неделях франкофонии в Баку. И каждый раз — с неизменным успехом.

Три года назад, в феврале 2016-го, местные агентства распространили информацию о том, что «в Баку для изучения древнего наследия азербайджанского музыкального искусства — мугама — прибыл французский музыкант Пьер де Трегомайн». И далее сообщалось, что гость из Франции, благодаря содействию эксперта ЮНЕСКО, одного из ведущих наших музыковедов в этой области Санубар Багировой, будет обучаться мугаму у Гочага Аскерова, что подтверждал и сам прославленный ханенде. «Пьер де Трегомайн, — комментировал он эту новость, — очень талантливый исполнитель, влюбленный в нашу музыку. Для начала он изучит два из семи основных мугамов азербайджанской музыки — «Раст» и «Баяты — Шираз», а затем народные композиции «Карабах шикястяси» и «Сары гялин».

Так все и произошло. Но затем случилось нечто неожиданное — или закономерное? — учитель и ученик стали настоящим дуэтом, покоряющим мир. Достаточно сказать, что объем продаж в Европе совместного музыкального альбома Mugham Soul («Душа мугама») заслуженного артиста Гочага Аскерова и французского джазмена, лауреата международных конкурсов Пьера де Трегомайна на днях достиг тиража в 200 тысяч экземпляров. В его записи приняли участие известные азербайджанские музыканты Эльнур Микаилов (кяманча), Кямран Керимов (нагара) и Васиф Гусейнзаде (пиано). В альбом вошли композиции, представляющие собой синтез мугама и джаза. Некоторые из них и исполнили музыканты на неделе франкофонии — выступление дуэта производит завораживающее воздействие. И если для искусства одного из лучших наших ханенде Гочага Аскерова подобное воздействие закономерно, то от вокалиста совершенно иной музыкальной культуры и традиций вряд ли ожидаемо.

Но Пьер де Трегомайн — безусловно, очень одаренный музыкант. А как иначе назвать человека, который впервые начав заниматься профессиональным пением в 18, пусть даже у таких знаменитостей, как Марк Мэрфи и Тьери Пеал, он уже через пару лет, в 2008-м, со своим альбомом My cold song («Моя холодная песня») занял первое место на вокальном конкурсе Crest Jazz. И идти бы ему по проторенной дорожке, уже принесшей ему славу и известность, но молодому музыканту этого мало. Он ищет новые формы и поля для самовыражения. И в один из дней находит то, что становится главным направлением и источником творчества, — азербайджанский мугам. Как рассказал сам Трегомайн в своем интервью одной их эмиратских газет после недавнего блистательного выступления на фестивале Qasr Al Hosn, обращаясь к музыкальному наследию разных народов, он попробовал транспонировать в джаз и классический персидский мелос, и суфийский qawwali music Пакистана. Но все поиски закончились, когда он услышал азербайджанский мугам в исполнении Гочага Аскерова. «И чем больше я слушал его и других азербайджанских ханенде, — признавался он, — тем больше влюблялся в эту музыку».

Ну, то, что произошло дальше, — уже известно. Теперь Трегомайн говорит, что хочет научиться исполнять и другие мугамы и азербайджанские народные композиции. И в этом ему вновь поможет Гочаг Аскеров.

Тунзаля КАСУМОВА

Азербайджанские известия.-2019.- 13 апреля.- С.3.