«Я родилась с любовью»

Книга профессора Зумруд Дадашзаде посвящена первой азербайджанской женщине-композитору Адиле Гусейнзаде

 

 

В Бакинском книжном центре состоялась презентация книги музыковеда, педагога, заслуженного деятеля искусств, профессора Зумруд Дадашзаде «Я родилась с любовью. Адиля Гусейнзаде». Талантливый композитор и самоотверженный педагог, она всю жизнь посвятила служению музыке.

 

 

Композитор, педагог, заслуженный деятель искусств Адиля Гусейнзаде в нашей музыкальной культуре занимает значимое, хотя, быть может, и не до конца по заслугам оцененное место. На то были свои причины — не только присущая как истинно интеллигентному человеку скромность, но и особые жизненные обстоятельства. В годы сталинских репрессий и террора всю их семью — отца и мать, братьев и сестер как подданных Ирана выслали из страны. Этой участи удалось избежать только Адиле — будучи уже замужем и имея двоих детей, она была освобождена от депортации.

Это разлучение с самыми близкими без надежды когда-нибудь увидеться вновь не могло не наложить отпечаток на всю ее жизнь и творчество. И все же у нее хватило сил и воли, чтобы противостоять невзгодам судьбы и реализоваться в своем призвании. Обо всем этом — о семье будущего композитора, ее становлении как музыканта и творческом пути — и рассказывает книга профессора Зумруд Дадашзаде.

Аделя Гусейнзаде родилась 28 апреля 1916 года в Баку, в Ичеришэхэр. На Малой Крепостной улице, в доме №28 прошли ее детство и юность. Музыкальные способности проявились рано, с шести лет девочка начала учиться музыке и параллельно с общеобразовательной окончила детскую музыкальную школу-семилетку.

И все же ни родители, ни она сама поначалу не видели музыку как дело жизни. По приоритетам тех лет она окончила сначала Индустриальный техникум, а в затем и Индустриальный институт (ныне Нефтяная академия) по специальности «инженер-технолог». Но преданность музыке все же оказалась выше. И в 1942 году Адиля ханым, уже будучи матерью собственного семейства, поступает на вокальный факультет Азгосконсерватории — в класс прославленного Бюльбюля. Спустя годы наш выдающийся певец станет первым исполнителем одного из романсов, написанных его бывшей ученицей, а сама она, обладая очень красивым меццо-сопрано, — ее голос мы и сейчас можем услышать в первом фильме «Аршин мал алан», где она озвучивала вокальную партию Аси, — вышла все же на иную музыкальную стезю.

Композицией А.Гусейнзаде стала заниматься с благословения великого Узеира Гаджибейли: в 1943 году, прослушав первое сочинение Адили — романс «Ядигяр», он зачислил ее в свой класс. «Я считаю себя счастливой, — писала она позже в своих воспоминаниях, ныне хранящихся в Союзе композиторов Азербайджана, — потому что оказалась в числе первых учениц этого педагога, потому что изучала в его классе основы азербайджанской народной музыки. Дважды в неделю Узеирбек вел в нашей группе этот предмет, урок он строил как собеседование. Он объяснял нам те закономерности мугамной музыки, которые были им установлены в результате 20-летних поисков и кропотливого труда. В целях более глубокого усвоения студентами основ мугама в консерваторию был приглашен знаменитый тарист Мирза Мансур. Когда он исполнял на таре мугамы, мы записывали их нотами, а затем проигрывали на рояле. После того, как нами были усвоены основы одного мугама, Узеирбек занимался с каждым студентом в отдельности композицией; эти уроки были для нас очень интересными и полезными. Мы должны были сочинять произведения на основе изученного мугама — вначале писали короткие фортепианные пьесы, а затем приступали к сочинению сонатин, сонат, вокальных произведений.

Помню, как-то на занятии Узеирбек дал мне написанное в форме вопросов и ответов стихотворение Нигяр Рафибейли и предложил подобрать к вопросам лад одного мугама, а для ответов — лад другого мугама, при этом, чтобы первый куплет был в ладе Сегях, второй куплет — в ладе Баяты-Шираз, третий — в ладе мугама Раст. Я приложила все усилия, чтобы написать как можно лучше, и, закончив сочинение, сразу же показала его Узеирбеку. Он тут же позвонил Бюльбюлю и попросил исполнить это произведение — «Песню о Родине». В последующем эта песня многократно исполнялась на концертах».

И далее: «Узеирбек всегда проявлял заботу о своих студентах, которых обычно называли «Узеирами». И теперь в моей памяти живет этот необыкновенный человек, который соединял в себе гениальность с простотой, скромностью и принципиальностью».

После смерти Узеира Гаджибейли Адилю перевели в класс Бориса Зейдмана — представителя ленинградской композиторской школы, долгие годы работавшего по приглашению Узеир бека в Азербайджанской консерватории. В формировании А.Гусейнзаде как композитора он также сыграл огромную роль. Ее творческое наследие чрезвычайно интересно и разнообразно. Оно включает в себя такие замечательные, в свое время часто исполнявшиеся произведения, как симфоническая поэма, посвященная герою труда Басти Багировой, вокально-симфоническая сюита «Моя Родина», кантата «Голос мира», сочинения для хора a cappella, композиции для фортепиано, струнных и духовых инструментов, песни и романсы. В становлении жанра романса в национальной музыке ей принадлежит особое место.

Не менее плодотворной была и педагогическая деятельность Адили Гусейзаде. Долгие годы она была связана со средней специальной музыкальной школой им. Бюльбюля, где, начиная с середины 50-х годов, вела класс детского творчества, дав «путевку» в большую музыку многим, впоследствии известным музыкантам.

Обо всем этом на презентации книги «Я родилась с любовью. Адиля Гусейнзаде» в Baku Book center говорили его директор Гюнель Анаргызы, проректор по научной работе Национальной консерватории, профессор Лала Гусейнова, народная артистка, композитор Эльнара Дадашева и профессор Зумруд Дадашзаде. Затем прозвучали произведения Адили Гусейнзаде в исполнении народной артистки Азербайджана Фидан Гаджиевой, лауреата международных конкурсов Саиды Тагизаде и заслуженного артиста Алексея Мильтиха.

 

 

Лейла ГАДЖИЕВА

 

Азербайджанские известия.- 2019.- 27 апреля.- С.3.