Мир Азер АБДУЛЛАЕВ, художник: «Современное искусство безгранично»

 

Мир Азер Абдуллаев — член Союза художников Азербайджана, креативный директор одного из ведущих рекламных агентств страны, дизайнер, а также преподаватель кафедры дизайна Азербайджанской государственной академии художеств. Его жизнь полна красок и впечатлений, потому что он умеет радоваться каждому прожитому дню, а созданные им живописные картины являются самым достоверным олицетворением его экспрессивной натуры. О своем творчестве азербайджанский художник рассказал в интервью агентству media.az.

 

— Когда и почему вы решили cтать художником?

— Я рос в семье, где царила творческая атмосфера. У нас дома всегда звучало пианино. Отец читал нам Мухаммеда Физули, Гусейна Джавида, Мухаммеда Хади. В нашей жизни в обязательном порядке присутствовали походы в театр и на выставки, обсуждения фильмов и спектаклей. Будучи в шестом классе, занимаясь в кружке рисования во Дворце пионеров с прекраснейшим педагогом Мясмя ханым Агаевой, я решил, что стану художником.

— А что вы любили рисовать в детстве?

— Думаю, лучше ответить, на чем именно я рисовал. А именно — на асфальте и на стенах. Любил также разрисовывать санки, в то время это было популярным «транспортом» подростков. В детстве я очень любил рисовать див, чудищ, фантастические корабли. Как говорится, что читал, то и рисовал. А читали мы много, потом пересказывали друг другу. Позже я понял, насколько это полезно для визуального восприятия композиции.

— Когда вы работаете, думаете ли вы о том, как понравиться зрителю, сделать удачную выставку, продать свои картины?

— Когда я работаю, то хочу придать ощущениям эффект визуальности. В эти моменты есть только я и холст. Думать о зрителе, выставках и так далее не получается. Да и не нужно. У каждого свой зритель, невозможно понравиться всем. Разумеется, очень приятно, когда видишь чей-то положительный отзыв. Но на этом нельзя останавливаться, нужно идти дальше.

— Почему художникам интересно размышлять, а не просто творить?

— Художник творит и этим самым имеет пищу для размышления. Это палка о двух концах. Все очень взаимосвязано. Даже когда совершенно ничего не знаешь о художнике, тем не менее созерцая его работу, понимаешь, кем он является и что он говорит. Язык искусства велик!

 

— В чем заключаются проблемы современного искусства? Какие решения вы предлагаете как художник?

— Современное искусство безгранично. Оно повсюду. Достаточно его заметить, придать грамотное обрамление и предоставить зрителю. Заметьте — грамотно! Ибо все проблемы начинаются с необразованности. Подкованный художник, необязательно с академическим образованием, никогда не создаст «халтуру». А сегодняшнего зрителя обмануть невозможно, так как зритель всегда чувствует, когда что-то идет не так. Да, он может прийти на выставку, посмотреть и резко уйти. Потому что почувствовал фальшь — мимолетное шоу, которое ничего не оставило в его памяти. Просто нельзя лгать. Надо быть честным по отношению к себе и к людям. А зрителя нужно подготовить заранее, желательно с детства. Помнится, в школе мы писали всякого рода изложения, описывали картину. Думаю, и сейчас можно было бы развивать у детей абстрактное мышление. Например, дать задание описать работу Пита Мондриана и описать при этом свои ощущения. И таким образом подготовить их к правильному восприятию современного искусства.

— Что значат для вас слава и деньги? Вы тщеславный человек?

— Я не верю тем, кто отрицает важность славы и денег. Но посвящать всю свою жизнь этому, зацикливаться на этом, по меньшей мере, глупо. Человек работает над собой, падает, опять встает. Так он растет. Приходит слава, но не всегда вместе с ней приходят и деньги. Но главное не это, главное — вера в то, что ты делаешь. А что касается тщеславия, думаю, это всего лишь недуг человека.

— А идеалы у вас есть?

— Идеал — это совершенство. Идеальных людей не бывает. Но есть люди, на которых я всегда хотел бы равняться. Это мои родители. Их нет уже в живых. Возникает очень странное чувство, когда хочется поделиться своим новым успехом. С мамой, которая впервые научила меня правильно держать карандаш. С отцом, который всегда поддерживал меня. Я счастлив, что у меня были такие родители. А теперь стараюсь быть таким же родителем по отношению к своим детям.

— Как обычно начинается ваш день?

— Как бы банально ни звучало, с работы. За компьютером или с карандашом. Эскизы, идеи, споры... С утра — мое родное рекламное агентство, иногда лекции на кафедре дизайна в Университете искусств. Ночь провожу в мастерской.

— Какой опыт в мировом искусстве повлиял на ваш стиль работы?

— Мы живем насыщенной жизнью. С самого детства нам дается различного рода информация. Когда мы начинаем создавать свою задумку, то это происходит на основе наших знаний. И так было всегда. Но, на мой взгляд, художнику, который жил в двенадцатом веке, было намного легче, чем нам. Так как в те времена поток информации был значительно меньше. В нынешние времена, когда у нас переизбыток информации, творить намного сложнее. Поэтому я не могу сказать, какое именно мировое искусство повлияло на мой стиль работы. Наверное, все: средневековая живопись, шедевры эпохи Возрождения, наши великолепные ковры, миниатюры, импрессионизм, модерн. Продолжать можно до бесконечности.

— Каковы основные этапы создания картины?

— Сначала возникает идея. Именно идея стоит в основе всего. А далее все происходит техническим путем. Выбор инструмента, с помощью которого и создается новая картина. Здесь может быть все: начиная от акварели на бумаге и масла на холсте, до компьютерной графики. И в конечном счете — грамотная подача.

— Какие человеческие ценности вы считаете фундаментальными?

— Человек должен созидать и творить. Великий Руми говорил: «Этот мир — горы, а наши поступки — крики: эхо от нашего крика в горах всегда возвращается к нам».

— Над чем трудитесь на данный момент?

— В настоящее время я работаю над новой коллаборацией. Будет синтез. Думаю, что получится нечто интересное.

— Что вдохновляет вас на создание очередной картины?

— Меня может вдохновить буквально все. К примеру, сидишь в машине и ждешь, когда загорится зеленый свет на светофоре. Играет радио, дует ветер, люди спешат на работу. И вдруг появляется идея, тебя окутывает вдохновение. Никогда не знаешь, когда его ожидать. Помню, гуляя по старым улочкам Стамбула, заметил пожилого человека с кошкой. Вокруг старые стены, он с полузакрытыми глазами, а в руках у него большая кошка. Вокруг ходят люди, а он выглядит таким спокойным и умиротворенным. Увидев эту сцену, я осознал: это и есть Стамбул. Прилетев в Баку, я сразу приступил к новой работе под названием «Стамбулец». Но чаще всего вдохновение приходит во время работы. Я всегда говорю своим студентам, что вдохновение находится на грифеле карандаша, и чем чаще он соприкасается с бумагой, тем больше вероятность его прихода.

— Некоторые ваши картины связаны с музыкой и названы соответственно. Это связано с вашей любовью к музыке?

— Я не представляю жизнь без музыки. Музыка — это гениальное творение человечества. Человек, еще находясь в утробе матери, имеет возможность ее слышать. Лично меня музыка вдохновляет, выуживает из памяти всевозможные обрывки воспоминаний, мотивирует, настраивает на работу, поднимает настроение. Есть много работ, которые я посвятил музыке. Для меня живопись и музыка неразделимы. Люблю хорошую музыку. Вдохновляюсь от прослушивания мугама. Очень люблю джаз, могу часами его слушать, а далее самому импровизировать на фортепиано.

 

Азербайджанские известия.- 2019.- 17 августа.- С.1-2.