Легендарная королева танца

 

Амине Дильбази принадлежат исключительные заслуги в сохранении

и развитии азербайджанского танцевального искусства

 

26 декабря исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося мастера танца, народной артистки Азербайджана Амины Дильбази. Ее непревзойденное искусство еще при жизни принесло ей звание «королевы азербайджанского танца».

 

Амина Дильбази родилась в селении Ханлыглар Газахского уезда Азербайджанской Демократической Республики. Отец Амины — Паша бек Дильбазов был инженером, а мать Хейраннисе — домохозяйкой. Семья Дильбазовых в 1924 году переехала в Баку. Здесь же Амина и пошла в школу — сначала в тюркскую, а затем — русскую. Позднее училась и в музыкальной школе по классу фортепиано.

Хореография возникла в ее жизни случайно. Вот как она сама вспоминала об этом позже: «Я с детства росла как мальчик. Вместе с дворовыми ребятами играла, дралась, лазила на деревья. Активно занималась легкой атлетикой, дошла до первого разряда, выступала в драмкружке — конечно, поручали мальчишеские роли. В 1935 году создавали Государственный танцевальный ансамбль, искали в школах подходящих мальчиков и девочек. Наш директор предложил меня. Думала, посылают на соревнования, оказалось — конкурс танцев. Собиралась уходить, организаторы настояли — будешь танцевать. Решила показать им один танец, который мы с ребятами всегда танцевали после занятий спортом. Сама себе аккомпанировала, сплясала как могла. Оказалось это — «лезгинка». Зал смеялся, я сконфуженная — схватила пальто и выскочила на улицу. Каково же было мое удивление, когда узнала, что прошла по конкурсу, меня зачислилив ансамбль, да еще стипендию (200 рублей, по тем временам большая сумма!) будут платить».

Амине очень хотелось помочь материально матери, одной после смерти отца поднимавшей детей, — выучившись на медсестру, она работала в трех местах.

Первым ее учителем танца был один из создателей Азербайджанского ансамбля народного танца балетмейстер Илья Арбатов. Вскоре Амина, несмотря на юный возраст, стала его ассистентом. А первым танцем, который она исполнила на сцене, был знаменитый «Тярякямя». Именно он прославила ее как одну из самых лучших исполнительниц наших национальных танцев. Его она танцевала

с особым наслаждением до конца своей жизни.

Амина Дильбази впоследствии считала себя счастливой оттого, что наряду с известными танцорами Алибабой Абдуллаевым, братьями Джаваншировыми, Гаджи Агаевым, Лейлой Бадирбейли стояла у истоков государственного ансамбля. В 1936-1969 годах она была его солисткой и руководителем (с перерывами). И именно в этом качестве приняла участие в первой декаде азербайджанского искусства в Москве, принесшей ей всесоюзную славу.

Начавшаяся война застала Амину на гастролях с ансамблем в Крыму. В Баку добиралась с невероятными трудностями. И сразу же была мобилизована в качестве командира женской роты. Но позже оказалась востребована в концертной труппе, выступавшей на фронте и в тылу. Вместе с популярными певицами Явер Калантарли и Шовкет Алекперовой, танцором Алибабой Абдуллаевым, другими известными мастерами искусства была направлена и в Южный Азербайджан, где с августа 1941 года были расквартированы советские военные части. В течение шести месяцев они выступали перед воинами и местным населением в Тебризе, Ардебиле, Урмии, Хое и других населенных пунктах, а позже, после возвращения домой, — перед ранеными в госпиталях, бойцами на фронте.

В годы войны Амина ханым нашла и семейное счастье — вышла замуж за талантливого композитора Джовдета Гаджиева.

Сразу после войны в Баку был создан Госцирк — Амина Дильбази стала его главным балетмейстером и постановщиком включенной в репертуар цирка церемонии «Азербайджанская свадьба». Эта чрезвычайно увлекавшая ее работа не мешала и собственному творчеству: в 1946-м она приняла участие в Международном фестивале молодежи в Праге, где с Алибабой Абдуллаевым исполнила «Наз элямя». Это был один из лучших, но не единственный танец в ее обширном репертуаре. «Тярякямя», «Иннабы, «Лаля», «Мирзаи-Вагзалы («Танец со стаканами»), «Ай, гёзяль», «Яллы», «Даглар гёзяли», «Лирический танец», «Узундяря», «Турач»: каждый из них был украшением любого концерта — на любой сцене, в любой стране.

За многолетние годы своего блистательного творчества Амина ханым изъездила вдоль и поперек весь Азербайджан, была во многих государствах. И всегда работала над собой, изучала танцы всех регионов Азербайджана. По сей день актуальны ее размышления по поводу сохранения нашего танцевального искусства. Так, в конце прошлого века (1998) в одном из интервью она с болью говорила: «Сегодня меня беспокоит будущее наших танцев. До сих пор они не зафикcированы в научных трудах, названия танцев даже толком не определены, не говоря о такой фантастике, как запечатлеть на видеокассетах каждый танец и сохранить для потомков. Только один «Яллы» насчитывает 120 разновидностей. Если бы покойные Узеир бек и Бюльбюль вовремя не записали бы на ноты мугам, он бы исчез. Такая и печальная участь ожидает азербайджанские танцы. Их просто присвоят чужие».

Или: «Посмотрите только, что сегодня танцуют — это не наш танец, в него вкрались чуждые элементы. Посмотрите, в чем они танцуют — это не наши национальные костюмы. Наконец, посмотрите, под какую музыку они танцуют — это уже не азербайджанская танцевальная музыка. Доходит до абсурда — в одном танце звучат четыре мелодии! Я хочу, чтобы наши девушки научились танцевать по-настоящему, покоряли сердца красотой азербайджанского классического танца, доказывали миру, что он жив и будет жить всегда!».

И сама многое для этого делала. В 1959-м Амина Дильбази создала в Азгосинституте студенческий танцевальный коллектив «Чинар», с которым объездила многие страны, достойно представляя танцевальное искусство Азербайджана и тогдашнего Советского Союза в Тунисе, Пакистане, Индии, Германии и др. В 1967-м она возглавила танцевальный ансамбль девушек «Севиндж», также имевший огромный успех. С 1949 года в течение 20 лет преподавала и в Хореографическом училище, где по ее инициативе было открыто народное отделение. А в последующем преподавала в Гимназии искусств при Азербайджанской национальной консерватории, обучая молодежь тонкостям народных танцев. Амина Дильбази, в творчестве которой гармонично сочетались преемственность и новаторство, внесла весомый вклад в становление национальной танцевальной школы.

Важная страница в ее творческой биографии — командировка в Осетии для постановки танцев государственного танцевального ансамбля «Алан». Вот что писала о пятилетних результатах этого труда художественный руководитель коллектива Жанна Кабоева в одной из центральных газет того времени (1973): «Полный поэзии и лиризма азербайджанский танец «Джейран», который поставила Амина Дильбази в государственном ансамбле «Алан», горячо полюбился всем жителям нашей республики. Он стал «своим», «родным, неотъемлемой частью нашей хореографической культуры… В постановке танцев — талантливая танцовщица и балетмейстер, чуткий педагог Амина ханым сумела установить с коллективом исключительно теплые отношения, заслужить всеобщую любовь и уважение требовательностью к себе и другим… Время пребывания в Осетии она использовала для изучения местных танцев, ввела в уроки упражнение-экзерсиз из движений осетинского танца». По итогам ее работы в Осетии репертуар ансамбля «Алан» пополнился шестью азербайджанскими танцами и созданными ею на базе национальной осетинской хореографии потрясающими по красоте и пластике композициями «Сказка», «Поэма о любви», «Осетинские узоры».

Многолетняя плодотворная деятельность Амины Дильбази высоко оценена. В 1954 году ей присвоено звание заслуженной, а в 1959-м — народной артистки Азербайджана. Она удостоена ряда советских правительственных наград, а в 1999-м — ордена независимой Азербайджанской Республики «Истиглал».

Умерла великая танцовщица, балетмейстер, педагог Амина Дильбази 30 апреля 2010 года в Баку, похоронена в Аллее почетного захоронения. На фасаде здания, где жила Амина Дильбази в Баку, установлена мемориальная доска, а в городе Газахе ее имя присвоено одной из улиц.

 

Низами АГАЕВ

Азербайджанские известия.-2019.- 26 декабря.- С.3.