Судьба актрисы

Жизнь Натальи Шаровской на сцене — это галерея образов, отмеченных многими творческими открытиями

Одним из значимых событий года в завершающем сезон Русском драматическом театре имени Самеда Вургуна стал вечер, посвященный 60-летию Натальи Шаровской, удостоенной в канун этой даты звания народной артистки Азербайджана. Для ее юбилейного бенефиса был выбран премьерный спектакль «Миллионерша» по пьесе Бернарда Шоу.

Не всегда удается откликнуться на театральную премьеру сразу, что называется, по горячему следу. Требуется время, чтобы полностью уложились в сознании впечатления, которым предстоит обернуться оценочной, а потому особенно ответственной публикацией, тем более, что нынешнее событие имеет, без преувеличения, прямое отношение к истории нашей культуры. Разве назовешь по-другому заметки о празднике в честь актрисы, посвящающей жизнь сцене, в многолетнем повседневном поиске научившейся находить тональности и краски для воплощения целой галереи образов, отмеченных многими творческими открытиями.

Наталья Шаровская стала одним из тех влюбленных в сцену и театр людей, чью готовность трудиться от души заметили сразу, едва выпускницей Театрального института она пришла в РДТ, где — грех жаловаться — ценою вдохновенного труда получила практически все, что хотела, не сетуя на простои. И носит в себе счастливые воспоминания о каждом непростом шаге, позволяющем чувствовать себя хозяйкой на ставшей родной сцене. Десять лет назад, удостоенная звания заслуженной артистки Азербайджана в день праздника по случаю своего 50-летия, она принимала поздравления и благодарила аплодировавший ей зал за роль Федры в одноименной пьесе Жана Расина. Тот спектакль, впоследствии не раз отмеченный наградами международных театральных фестивалей и успехом в гастрольных поездках, позволил актрисе прикоснуться к классическому стилю и академической манере воплощения героинь, роли которых «не подошли» многим, даже очень знаменитым и удачливым коллегам в мировом пространстве.

Впрочем, к тому времени Наталья Шаровская уже не просто сыграла, а именно прожила и другие уникальные драматургические истории. Взять образ Анны Болейн в поставленном Александром Шаровским в 2000 году спектакле «Королевские игры» по пьесе Григория Горина. Эта роль «о великой любви и великом предательстве» наверняка была как «подарок судьбы», какие и у очень известных актеров случаются считанные разы за всю карьеру. Английский король Генрих Восьмой, главный персонаж часто создававшихся в последние десятилетия книг, фильмов и сериалов, по-мастерски выполненной Гориным переделки американской пьесы Максвелла Андерсона «Тысяча дней Анны Болейн», — сплав любви, обжигаемой жестокостью, с упоением напоминающий невинной жертве, что «эшафот всегда к ее услугам, и платить надо даже за мнимые прегрешения». Только по этой цитате от главного героя можно судить, каким сложным и тонким должен быть и был сплав трагизма и иронии в повествовании о судьбе главной героини, для которой даже брак с королем не стал гарантом долгой и счастливой жизни.

Когда в 2003 году А.Шаровский поставил в РДТ «Чайку» Антона Павловича Чехова, Наталья Юрьевна получила счастливую возможность сыграть еще одну знаковую, но тоже по-своему трагическую роль Ирины Николаевны Аркадиной. Ее воплощение осложнялось тем, что режиссер поставил задачу в современной динамике озвучить актуальную тему разрушающего жизнь равнодушия, показав сюжет, где все персонажи влюблены, но любят как бы мимо, безответно, «однолинейно», нигде не пересекаясь, и потому все практически одиноки. Ибо все они люди, которым явно не суждено кого-то сделать счастливыми. Сыграть такое — под силу только слаженному ансамблю талантливых актеров.

Героиня Натальи Шаровской — актриса, женщина, буквально созданная, чтобы неизменно оставаться не просто лучшей, любимой, обожаемой в глазах окружающих, возлюбленной достойного кумира, но и внутренне молодящейся кокеткой, всегда хоть чуточку влюбленной, а тут еще взрослый сын, тонкая поэтичная натура тоже безответно влюбленного молодого человека, переживающего собственную драму. Однако зритель должен все это узнать из весьма лаконичного текста, но прежде всего по житейским только на вид деталям и, сопереживая актрисе, воспринять суть происходящего на сцене через ее мастерство — по интонации каждого слова, жеста, походке, паузам, пластическому рисунку, нарядам вплоть до цвета «электрик» пикантного костюмчика для игры в теннис с очень коротенькой юбочкой, тоже характеризующей героиню в тот или иной момент как человека одной крови с остальными действующими в данном представлении лицами. Недаром в зрительном зале с восхищением активно высказывали мнение, что до такой роли актрисе еще как надо было дорасти! Наверное, потому не корю себя за свой, конечно же, не слишком тактичный, но все же сорвавшийся вопрос к А.Шаровскому, «почему-де для собственной жены старается, выбирая такие роли». И главный режиссер РДТ, любезно допустивший меня на репетицию тогда еще готовившегося спектакля «Федра», очень уверенно ответил: «Я ставлю спектакль по пьесе непревзойденного мастера трагедии Жана Расина, заглавную роль в котором играет не моя супруга, а замечательная актриса нашего театра, где шаг за шагом она долгие годы шла к этой вершине, дабы блеснуть в материале мирового уровня. «Федра» не менее ответственный выбор театра и режиссера, чем «Король Лир» Шекспира и «Чайка» Чехова».

И вот, выбирая в канун 60-летия актрисы материал для юбилейного спектакля, здесь решили: может, хватит пока трагедий? И не лучше ли по данному поводу взяться за развеселую комедию? В самом деле, почему бы и нет, если в творческой биографии юбилярши было и есть практически все: обаяние, искренность, мастерство и профессиональный опыт, а любители театра неизменно отмечают ее творческий рост в ролях самых не похожих друг на друга героинь.

Конечно, можно согласиться с тем, что «Миллионерша», написанная Бернардом Шоу в 1935 году, не слишком свежий сюжет для праздничного шоу. Но ведь этому материалу не откажешь в обаянии классического стиля, драматургической логике, ярко выписанных образах персонажей, тонком вкусе, чувстве юмора и обилии возможностей повеселить публику. Особенно, если за все это берутся талантливые актеры. Особенно, если в театре подросла плеяда лицедеев, уже успевших многого достичь в профессии.

В «Миллионерше», к примеру, есть все, чтобы героиня «потянула одеяло на себя», но в том-то и успех спектакля, что на высоте оказались блистательно подыгрывающие ей партнеры: по сюжету — родственники и сотрудники, друзья и недруги, будоражившие все вокруг, пока не нарисовался тот самый принц на белом… слоне (виртуальном, конечно!), ради встречи с которым и выстраивались вся эта интрига и все эти диалоги-перебранки. И понимаешь: такая традиционная комедия здесь кстати. И уверенно браться за нее даже желательно. Хотя бы потому, что ее герои — суть действующие лица многих актуальных социальных и нравственных проблем нашего времени. По сценарию, как принято в классической драматургии, за ушко да на солнышко выведены все участники-антиподы, порок наказан, а добродетель торжествует. Но как тут не вспомнить пословицу «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Поздравившие вместе со зрителями Наталью Шаровскую актеры, самозабвенно участвующие в проекте, — Марина Литвиненко, Олег Амирбеков, Юрий Омельченко, Салман Байрамов и, конечно же, Фуад Османов — внесли большую лепту в этот светлый праздник. Они явно были первыми среди тех, к кому, обращаясь во время торжественного театрализованного финального поклона, героиня вечера обратилась со словами огромной благодарности за счастье оказаться на сцене родного театра и в такой звездной роли. Взволнованная, в своем потрясающе элегантном костюмчике, созданном одевающей весь театр художницей Ольгой Аббасовой, она со слезами на глазах, благодаря переполненный зал, поделилась со всеми и такой особенно важной для нее информацией, что на юбилейные торжества приехал ее сын, живущий в Лондоне. Право слово, есть за что благодарить судьбу.

Г.Микеладзе

Азербайджанские известия.-2019. - 22 июня. - С.3.